Оглавление

AlbanVVS013.jpg AlbanVVS015.jpg

Албанский летчик лейтенант Яни Тарифа на фоне своего F-5. Под крылом подвешена бомба ФАБ-50. Авиабаза Берат, начало 1970-х гг.

Еще один редкий снимок. Четверо албанских летчиков-истребителей на фоне перехватчика F-7A. Авиабаза Задрима, конец 1970-х гг. Шлемы пилотов китайского производства, а летное обмундирование соответствует началу 1950-х гг.

Интересная история произошла с албанскими МиГ-19ПМ. Оставшись без технической помощи и поставок из СССР, албанцы оказались не в состоянии поддерживать столь сложную технику (особенно это касалось РЛС и комплекса вооружения) в мало-мальски боеготовом состоянии. Более того, опыт эксплуатации МиГ-19ПМ заставил албанских военных в дальнейшем вообще отказаться от оснащения своих самолетов «слишком сложным» управляемым оружием класса «воздух—воздух»! Невероятно, но факт — вплоть до XXI века албанские истребители не имели на вооружении никаких УР (из КНР этот вид оружия в Албанию не поставлялся, и на F-6C и F-7A ВВС Албании не имелось даже подвесок под них!), полагаясь в воздушном бою лишь на пушки и 57-мм НАР — китайские копии советских ОРО-57.

Как бы там ни было, в 1967 г. (в разных источниках называются разные даты, в диапазоне от 1965 до 1969 г.) албанцы передали 12 своих МиГ-19ПМ в КНР. С их помощью китайцы сумели слегка «запудрить мозги» потенциальным противникам (прежде всего СССР), запустив дезинформацию о том, что авиапромышленность Поднебесной в дополнение к обычным МиГ-19 уже освоила и производство перехватчиков, хотя реально китайские аналоги МиГ-19ПМ (Shenjang J-6A, Nanchang J-6B и Guizhou J-6IV) появились не ранее 1974 г. Есть мнение, что МиГ-19ПМ албанцы обменяли на такое же количество F-6C, но это не так. Реально китайские союзники предоставили в обмен на МиГ-19ПМ 12 F-7A (переданы, по разным данным, в 1967—1969 гг.). Это были самые современные перехватчики, которые могла дать промышленность КНР в тот момент. О том, что эти F-7A являются, по сути, предсерийными машинами и имеют массу недоделок и конструктивных дефектов, китайцы деликатно умолчали...

AlbanVVS014.jpg

Ил-14П ВВС Албании, заснятый в одном из аэропортов Западной Европы (в некоторых комментариях к этому фото указывается, что это Рим или Афины) во время заграничного рейса (вероятно, перевозил дипломатов). 1960—1961 гг.

Кроме самолетов китайцы в 1960—1970 гг. передали албанской ПВО несколько (обычно говорят о не менее 5—6) дивизионов ЗРК Hong Quian HQ-2 (китайская копия С-75) с соответствующим количеством пусковых установок для прикрытия основных албанских авиабаз и крупных городов. Эти ракеты неизменно демонстрировались на парадах, как символы военной мощи Албании, но их реальная боеготовность была далека от идеала. Потенциальная боевая эффективность этих ЗРК в гористой местности была невысока, к тому же, HQ-2 поначалу был технически несовершенен и значительно уступала советскому прототипу как по боевым, так и по эксплуатационным характеристикам. А в середине 1970-х гг., когда китайцы более-менее довели этот ЗРК «до ума», их военное сотрудничество с Албанией прекратилось. В итоге, эта, уже порядком устаревшая система, осталась без запчастей и квалифицированного обслуживания. Элементная база и ракеты быстро обветшали и пришли в негодность. В итоге, уже в начале 1990-х гг. все албанские ЗРК этого типа были сняты с боевого дежурства и списаны.

Вся авиатехника ВВС Албании к началу 1970-х гг. была распределена по 6 авиаполкам следующим образом:

4004-й АП (наименование по состоянию на конец 1980-х гг., ранее 1875-й АП), авиабаза Валона (г. Влёра), фактически УАП местной академии ВВС — две аэ на CJ-6, одна смешанная аэ на Миг-15бис, Миг-15УТИ, F-5, FT-5.

4010-й АП (ранее 3780-й АП), авиабаза Задрима (г. Люшня) — две аэ на F-6C, одна аэ на F-7A, звено учебных FT-5.

4020-й АП (ранее 5646-й АП), авиабаза Ринас (г. Тирана) — две аэ на F-6C, звено учебных Миг-15УТИ и FT-5, здесь же базировались 4 Ил-МП, обеспечивавших правительственные перевозки.

4030-й АП (ранее 5818-й АП), авиабаза Кучова (г. Берат) — одна аэ. на F-6C, смешанная аэ на F-5, FT-5, Миг-15бис, Миг-15УТИ.

4040-й АП (ранее 5794-й АП) и 4050-й АП (ранее 9011-й АП), транспортные подразделения, авиабазы Фарка и Ринас (г. Тирана), две-три (по разным данным) аэ на Y-5 и одна-две аэ на вертолетах Z-5.

Оглавление