Военное сотрудничество СССР и Албании продолжалось даже на фоне явного охлаждения двухсторонних отношений. Так, в октябре 1959 г. ВВС Албании получили эскадрилью из 12 новейших на тот момент перехватчиков-ракетоносцев МиГ-19ПМ, оснащенных УР Р-2УС. Но уже ничто не могло изменить сложившееся положение вещей. В 1962 г. Албания вышла из СЭВ, а в 1963 г. — и из ОВД. При этом Ходжа объявил о том, что он не намерен выплачивать долги и кредиты СССР и его союзникам. Все эти односторонние меры вскоре привели к разрыву дипломатических отношений между Албанией, СССР и большинством стран ОВД.
Э. Ходжа произвел полную идеологическую и экономическую «рокировку», перенацелив Народную Республику Албания на «вечную дружбу» с наиболее «идеологически близкими» странами, такими как КНР и КНДР, под лозунгом «строительства коммунизма во враждебном окружении ревизионистов и империалистов».
Переориентация на дружбу с Мао была столь полной, что с албанского промышленного оборудования и военной техники даже удалили все бирки и маркировку «Сделано в СССР». Всем, кто обучался в СССР и странах ОВД (а это, между прочим, весь, без исключения офицерский корпус тогдашней Албанской Народной армии и все тамошние инженерно-технические и научные специалисты!), было высочайше приказано забыть об этом «прискорбном факте». «Незабывчивых» репрессировали, как ранее, в 1952— 1955 гг., «ревизионистов». Всеобщая «китаизация» зашла так далеко, что затронула даже албанскую военную форму. Если изначально она почти стопроцентно копировала советский стандарт 1943 г., то в 1970-е гг. албанские военнослужащие переоделись в кители и фуражки китайского фасона. В целом, военная и экономическая помощь, оказываемая КНР Албании в 1960—1970 гг. в десятки раз превысила аналогичную советскую помощь 1940—1950 гг. Помимо прочего, китайцы поставили албанцам даже химическое оружие — главным образом гаубичные снаряды и авиабомбы, начиненные ипритом.
Албанские курсанты в СССР знакомятся с Ми-1.
![]() |
![]() |
Редкий снимок — линейка албанских МиГ-19ПМ на авиабазе Ринас, 1961—1965 гг. Хорошо видно, что никаких железобетонных укрытий на авиабазе еще не построено. | «Плановые полеты» — албанские летчики идут к своим F-6C. Типичный пропагандистский снимок конца 1960-х гг. |
Что касается ВВС Албании, то после 1963 г. все МиГ-15бис и МиГ-15УТИ в тамошних документах почему-то начинают именоваться F-2 и FT-2, опять-таки, «идеологически выдержанно» и на китайский манер. В ряде западных публикаций указывалось даже, что первые F-2 попали в Албанию в 1956 г., что не соответствует действительности, поскольку китайцы самостоятельно не производили МиГ-15, занимаясь только их сборкой, модернизацией и ремонтом. Впрочем, после нескольких ремонтов с использованием китайских запчастей, все албанские Миг-15 действительно приблизились к «азиатскому стандарту».
Всего в 1962-1970 гг. из КНР для ВВС Албании поставили 12 F-5 (Миг-17Ф), 8 (по другим данным 10-12) FT-5 (китайская «спарка» на базе МиГ-17), 20 поршневых CJ-6 (китайский аналог Як-18А), 72 (по другим данным - 82) F-6C (МиГ-19), 12 F-7A (МиГ-21Ф-13), 37 Y-5 (китайский вариант Ан-2), 12 (по другим данным до 30, в т.ч. несколько машин в салонном, и 1-2 в санитарном исполнении) Z-5 (китайский Ми-4) и 1-2 Н-5 (китайский Ил-28). Смысл поставки Ил-28 не вполне ясен. Известно, что 1-2 машины этого типа (одна из которых сохранилась до наших дней) применялись албанцами как флагманские машины во время воздушных парадов, а также в качестве буксировщиков мишеней и имитации бомбардировщиков «условного противника» на учениях. Утверждения западных авторов о том, что Н-5 ВВС Албании применялись как фоторазведчики или потенциальные носители химического оружия, действительности не соответствуют хотя бы потому, что албанцы не получили из КНР никакого разведывательного оборудования для своих ВВС.
![]() |
![]() |
Учения албанских резервистов (женщин-ополченцев), 1968 г. | F-5 на учениях. |