Военное сотрудничество СССР и Албании продолжалось даже на фоне явного охлаждения двухсторонних отношений. Так, в октябре 1959 г. ВВС Албании получили эскадрилью из 12 новейших на тот момент перехватчиков-ракетоносцев МиГ-19ПМ, оснащенных УР Р-2УС. Но уже ничто не могло изменить сложившееся положение вещей. В 1962 г. Албания вышла из СЭВ, а в 1963 г. — и из ОВД. При этом Ходжа объявил о том, что он не намерен выплачивать долги и кредиты СССР и его союзникам. Все эти односторонние меры вскоре привели к разрыву дипломатических отношений между Албанией, СССР и большинством стран ОВД.
Э. Ходжа произвел полную идеологическую и экономическую «рокировку», перенацелив Народную Республику Албания на «вечную дружбу» с наиболее «идеологически близкими» странами, такими как КНР и КНДР, под лозунгом «строительства коммунизма во враждебном окружении ревизионистов и империалистов».
Переориентация на дружбу с Мао была столь полной, что с албанского промышленного оборудования и военной техники даже удалили все бирки и маркировку «Сделано в СССР». Всем, кто обучался в СССР и странах ОВД (а это, между прочим, весь, без исключения офицерский корпус тогдашней Албанской Народной армии и все тамошние инженерно-технические и научные специалисты!), было высочайше приказано забыть об этом «прискорбном факте». «Незабывчивых» репрессировали, как ранее, в 1952— 1955 гг., «ревизионистов». Всеобщая «китаизация» зашла так далеко, что затронула даже албанскую военную форму. Если изначально она почти стопроцентно копировала советский стандарт 1943 г., то в 1970-е гг. албанские военнослужащие переоделись в кители и фуражки китайского фасона. В целом, военная и экономическая помощь, оказываемая КНР Албании в 1960—1970 гг. в десятки раз превысила аналогичную советскую помощь 1940—1950 гг. Помимо прочего, китайцы поставили албанцам даже химическое оружие — главным образом гаубичные снаряды и авиабомбы, начиненные ипритом.
Албанские курсанты в СССР знакомятся с Ми-1.
Редкий снимок — линейка албанских МиГ-19ПМ на авиабазе Ринас, 1961—1965 гг. Хорошо видно, что никаких железобетонных укрытий на авиабазе еще не построено. | «Плановые полеты» — албанские летчики идут к своим F-6C. Типичный пропагандистский снимок конца 1960-х гг. |
Что касается ВВС Албании, то после 1963 г. все МиГ-15бис и МиГ-15УТИ в тамошних документах почему-то начинают именоваться F-2 и FT-2, опять-таки, «идеологически выдержанно» и на китайский манер. В ряде западных публикаций указывалось даже, что первые F-2 попали в Албанию в 1956 г., что не соответствует действительности, поскольку китайцы самостоятельно не производили МиГ-15, занимаясь только их сборкой, модернизацией и ремонтом. Впрочем, после нескольких ремонтов с использованием китайских запчастей, все албанские Миг-15 действительно приблизились к «азиатскому стандарту».
Всего в 1962-1970 гг. из КНР для ВВС Албании поставили 12 F-5 (Миг-17Ф), 8 (по другим данным 10-12) FT-5 (китайская «спарка» на базе МиГ-17), 20 поршневых CJ-6 (китайский аналог Як-18А), 72 (по другим данным - 82) F-6C (МиГ-19), 12 F-7A (МиГ-21Ф-13), 37 Y-5 (китайский вариант Ан-2), 12 (по другим данным до 30, в т.ч. несколько машин в салонном, и 1-2 в санитарном исполнении) Z-5 (китайский Ми-4) и 1-2 Н-5 (китайский Ил-28). Смысл поставки Ил-28 не вполне ясен. Известно, что 1-2 машины этого типа (одна из которых сохранилась до наших дней) применялись албанцами как флагманские машины во время воздушных парадов, а также в качестве буксировщиков мишеней и имитации бомбардировщиков «условного противника» на учениях. Утверждения западных авторов о том, что Н-5 ВВС Албании применялись как фоторазведчики или потенциальные носители химического оружия, действительности не соответствуют хотя бы потому, что албанцы не получили из КНР никакого разведывательного оборудования для своих ВВС.
Учения албанских резервистов (женщин-ополченцев), 1968 г. | F-5 на учениях. |