Два конвертоплана MV-22 «Оспри» из эскадрильи VMM-266 выполняют посадку на оперативной базе Тикрит. Ирак, декабрь 2008 г.
Существовали опасения относительно слабости оборонительного вооружения — один 7,62-мм пулемет, установленный на рампе. Как выяснилось, опасения оказались напрасными. Экипажи MV-22B уходили от огня с земли за счет резкого набора высоты и скорости, как отмечал командир экипажа одной из машин: «Я могу увеличить скорость от 0 до 320 км/ч всего за десять секунд». Выживаемости над полем боя также способствует меньшая акустическая заметность конвертоплана: если с земли вертолет слышно на удалении до 16 км, то конвертоплан — на удалении всего 3 км.
В целом опыт эксплуатации конвертопланов в Ираке признан удачным. Тем не менее, критики отмечают следующие факты:
- СВВП действовали в районах, где активность противника была минимальной, в частности конвертопланы не летали в Багдад;
- Большая часть взлетов и посадок выполнялась на ВПП с твердым покрытием;
- Большинство заданий представляло собой транспортные полеты между авиабазами;
- Экспедиция в Ирак ни в коей мере не может считаться «испытаниями в боевых условиях»;
- Сравнительно низкая надежность, присущая всем новым летательным аппаратам, в случае с V-22 является не более чем отговоркой, так как V-22 не является «новым»: первый полет выполнен в 1989 г., серийное производство началось в 1999 г. — V-22 «старше» военно-транспортного самолета С-17;
- Низкая надежность узлов и агрегатов, также как и конструктивных элементов из КМ, прогнозировалась заранее, так как перед развертыванием СВВП MV-22 в Ираке туда было отправлено запасных частей на сумму в 100 млн. долл., а для помощи личному составу эскадрильи VMM-263 в техническом обслуживании матчасти командировано десять опытных специалистов фирмы «Боинг»;
- Во избежание попадания в режим вихревого кольца была разработана новая методика посадки: СВВП заходил по самолетному и на режим висения переходил в непосредственной близости от земли, практически перед касанием; данная методика пригодна только в равнинных районах (типа пустынь Ирака), но маловероятно, что ее удастся реализовать в горах или урбанизированной местности, где обзор сильно ограничен;
- На СВВП отсутствует наступательное вооружение, хотя фирма Боинг заявляла об успешных испытаниях подфюзеляжной пулеметной турели для V-22 еще в 1999 г., но от установки турели на серийные аппараты отказались из-за перетяжеленности конструкции всего аппарата — отказ от подфюзеляжной турели позволил сэкономить примерно 450 кг, установка пулеметов в
грузопассажирской кабине невозможна из-за винтов на концах крыла и небольшой площади оконных проемов кабины;
- Установленный на рампе пулемет имеет недостаточный калибр (7,62 мм) и малый сектор обстрела, обслуживать его в полете некомфортно;
- По причине слабости бортового вооружение исключается огневое прикрытие одного СВВП другим, например, при выполнении эвакуации людей под огнем противника, по типу тактики, используемой вертолетами СН-53, вооруженных бортовыми пулеметами калибра
12,7 мм;
- Из-за вероятности возникновения режима вихревого кольца исключена одновременная посадка двух СВВП V-22, если расстояние между ними меньше 75 м;
- СВВП уязвим от обстрела даже из стрелкового оружия винтовочного калибра, так как магистрали всех трех гидросистем проложены параллельно рядом друг с другом;
- Отсутствует лебедка для подъема людей.
Опасения вызывает надежность противообледенительной системы, не предназначенной для работы в условиях больших отрицательных температур (характерных зимой для высокогорных районов Афганистана). Состоящая более чем из 200 компонентов противообледенительная система рассчитана на полет в условиях, близких к образованию льда на элементах конструкции, но не в условиях, когда обледенение неминуемо. Полковник Малхрен отметил, что противообледенительная система никогда не функционировала должным образом, а отказы системы происходили регулярно, в частности из-за попадания воды в электропроводку системы или механического разрушения по причине высоких центробежных нагрузок, создаваемых вращающимися винтами. Малхерн подытожил: «Сама по себе система хороша, но ее отдельные компоненты — неудовлетворительны».
Десантники из 82-й воздушно-десантной дивизии готовятся к погрузке в конвертоплан MV-22 эскадрильи VMM-162. Провинция Анбер, Ирак, май 2008 г.