Посадка конвертоплана MV-22 эскадрильи VMM-14, авиабаза Морамар, декабрь 2009 г. |
Экипажи, помимо выполнения транспортных задач, отрабатывали учебно-боевые задачи по перевозке пехоты армии Ирака, при этом конвертопланы в полете сопровождали вертолеты Bell AH-1W и Bell UH-1N эскадрильи HMLA-773 корпуса морской пехоты США. Под обстрел со стороны противника конвертопланы эскадрильи VMM-263 попадали только два раза. Один раз аппарат был обстрелян из малокалиберного стрелкового оружия, второй — гранатометом РПГ-7.
Следом за эскадрильей VMM-263 в Ирак были направлены MV-22B эскадрильи VMM-162 и VMM-266, по 12 конвертопланов в эскадрильи. Эскадрильи базировались в Аль-Асаде на ротационной основе. Конвертополаны применялись для перевозки людей и грузов, а также для выполнения заданий «вооруженной разведки», когда поиск противника осуществлялся с воздуха, а его уничтожение — силами десанта, находившегося в конвертоплане.
Эскадрилья VMM-263 вернулась в США к месту постоянно дислокации на авиабазе Нью-Ривер, в мае 2007 г.
Конвертопланы MV-22B были отозваны из Ирака после 18-месячного пребывания в апреле 2009 г. Последней покинула Ирак эскадрилья VMM-266 «Fighting Griffin». За шесть месяцев пребывания в Ираке эскадрилья налетала 3040 ч, перевезла грузы общей массой 189 т и 15800 пассажиров.
По словам менеджера программы V-22 командования авиационных систем ВМС США полковника Мэтью Малхерна (Mathew Mulhern), успех использования конвертопланов в Ираке превзошел ожидания. Под обстрел с земли конвертопланы попадали эпизодически, боевых повреждений не получила ни одна машина, тем не менее 24 марта 2009 г. были прекращены полеты всего парка конвертопланов, после того как техники эскадрильи VMM-266 обнаружили ослабление болтового крепления в тарелке автомата перекоса правой мотогондолы одной из машин. Осмотр был выполнен после того, как летчик отметил в обычном полете повышенный уровень вибраций и «резкий» шум. Осмотр всех 84 находящихся в эксплуатации аппаратов «Оспри» (включая 11 CV-22), выявил подобные дефекты еще на четырех конвертопланах из числа находившихся в Ираке и на одном, проходившем регламент на авиабазе корпуса морской пехоты Черри-Пойнт. После завершения осмотра, полеты возобновились, но время ежедневного осмотра аппаратов было увеличено на 1 ч.
Эксплуатация конвертопланов в Ираке вызвала повышенный износ ряда элементов конструкции. Ожидалось, что износу в первую очередь будут подвержены лопасти винтов, однако песок пустынь Ирака столь мелкодисперсный, что почти не оказывает негативного эффекта на лопасти, зато набивается в блоки электродистанционной системы управления и иного электронного оборудования, нередко провоцируя ложные срабатывания аварийной сигнализации или вызывая короткие замыкания. По словам Малхерна, такие отказы стали большой неожиданностью. Установленные на MV-22B двигатели Rolls-Royce AE1107C «Либерти» снабжены гидравлическими фильтрами EAPS (Engine Air Particle Separator), отсасывающими посторонние частицы из воздухозаборников. Направленные в Ирак конвертопланы прошли доработку, в ходе которой фильтры снабдили датчиками, которые отключали фильтры в случае возникновения протечек рабочей жидкости, так как подобные протечки уже стали причиной нескольких пожаров на авиабазе в Нью-Ривер. Однако программное обеспечение иногда выключало фильтры на режиме взлета из-за ложного срабатывания аварийных датчиков от мощного вертикального потока воздуха. Как следствие — работа двигателей АЕ1107С «Либерти» была ненадежной из-за попадания в них песка. Для исключения протечек гидравлики предлагается перенести магистрали гидросистемы в менее нагреваемые работающими двигателями места
Низкая надежность двигателей и недобор мощности в условиях жары неожиданностью не стали. Менее чем за семь месяцев эксплуатации в Ираке на СВВП MV-22 пришлось заменить не менее шести двигателей. На совещании с представителями промышленности полковник Малхерн не исключил в перспективе замены существующих двигателей двигателями, предназначенными для вертолета СН-53К. Фирма Роллс-Ройс неоднократно подвергалась критике за низкую надежность установленных на V-22 двигателей. В то же время, ряд экспертов полагает, что низкая надежность силовой установки связана не с конструкцией двигателей, а с особенностями ее эксплуатации на конвертоплане. Двигатель T406-AD-400 создан на основе ТВД, установленных на самолетах C-130J и C-27J, хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации. Причиной низкой надежности эксперты считают попадание посторонних частиц в двигатели на режимах взлета и посадки, которые у конвертоплана отличаются повышенным пылеобразованием. Сильное пылеобразование при взлете или посадке вертолета является нормой, но для конвертоплана данный эффект усиливается. Воздушный поток несущий винт вертолета отбрасывает назад, в то время как у конвертоплана винты создают два потока, один из которых отбрасывается назад, а второй — в сторону фюзеляжа. Направленный в сторону фюзеляжа поток приводит не только к повышению «запыляемости» двигателей, но и закручивает груз на внешней подвеске, из-за чего СВВП MV-22 с грузом на внешней подвеске летают в исключительных случаях.