Оглавление

Эксплуатация и боевое применение

Корпус морской пехоты

Испытания конвертоплана в авиации корпуса морской пехоты начались еще в первой половине 1980-х гг., на базе эскадрильи VMM-263. 3 марта 2006 г. было принято решение, что эскадрилья VMM-263 первой в авиации корпуса морской пехоты будет перевооружена конвертопланами, первый «Оспри» (серийный номер 73) эскадрилья получила в апреле 2006 г. До конца 2008 г. конвертопланами перевооружили три тактических эскадрильи (VMM-263, VMM-162, VMM-266, авиабаза Нью-Ривер, шт. Северная Каролина), одну тренировочную (VMMT-204) и одну испытательную (VMX-22). Экипажи 71-й эскадрильи специального назначения ВВС США (авиабаза Киртленд, Нью-Мексико) предполагалось готовить в эскадрилье VMMT-204.

Первой в корпусе морской пехоты СВВП MV-22 получила на вооружение в 2006 г. эскадрилья VMM-263 «Thunder Chickens», состояния первоначальной боеготовности эскадрилья достигла в июне 2007 г. Ранее на вооружении эскадрильи состояли вертолеты СН-46, примерно треть летного состава эскадрильи имела опыт боевого применения вертолетов СН-46 в Ираке; среди пилотов эскадрильи — две женщины.

В июле 2006 г. два аппарата MV-22 эскадрильи VMX-22 (конвертопланы пилотировали экипажи фирм «Белл» и «Боинг») выполнили беспосадочный перелет через Атлантику для участия в авиакосмическом салоне в Фарнборо. В рамках подготовки к перелету СВВП через Атлантику был выполнен перелет с авиабазы Нью-Ривер, где дислоцировалась испытательная эскадрилья VMX-22, на авиабазу Мирамар в Калифорнии. Маршрут протяженностью 3990 км был преодолен за девять часов. Перелет в обратном направлении занял восемь часов. Полеты проходили на высотах от 4300 до 4900 м со скоростью 440—550 км/ч. Непосредственно перед выполнением перелета в Лондон конвертопланы перебросили в Гуз-Бэй, Ньюфаундленд. В ходе перелета через Атлантику СВВП сопровождали два самолета-заправщика KC-130J.

В октябре 2007 г. десять MV-22B эскадрильи VMM-263 корпуса морской пехоты США были переброшены в Ирак. Из Норфолка в район Персидского залива эскадрилью доставил десантный корабль «Уосп», последний участок маршрута конвертопланы преодолели «своим ходом». Переброске в Ирак предшествовали интенсивные учения эскадрильи в условиях пустынной местности в районе авиабазы Юма, шт. Аризона.

В Ираке эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Аль-Асад. Изначально в Аль-Асад направили десять MV-22, позже к ним присоединилось еще две машины. Эскадрилья VMM-263 вошла в состав 3-го авиакрыла морской пехоты (передового), штаб авиакрыла находился в Аль-Асаде. С октября по декабрь 2007 г. экипажи эскадрильи VMM-263 налетали в условиях, приравненных к боевым, 1650 ч, перевезли 6800 человек и 315 т грузов. Всего за период нахождения эскадрильи в Ираке выполнено 2500 заданий, перевезено более 700 т груза. Пригодность конвертопланов к полетам колебалась на уровне 50—100%, но, по словам командира эскадрильи подполковника Рока, только один-два раза не удалось выполнить задания по причине отсутствия пригодных к полетам СВВП. Обычно пригодными к полетам являлось семь MV-22 из 12. Среднее время технического обслуживания на один час полета составило 9,5 ч. Средний ежемесячный налет на конвертоплан составил 62 ч (до переброски в Ирак средний ежемесячный налет составлял 50 ч).

В течение шести недель круглосуточно в постоянной 30-минутной готовности к вылету поддерживались два конвертоплана и три экипажа. В ночь с 24 на 25 декабря 2007 г. конвертоплан поднялся в воздухе через 15 мин после получения приказа. Цель задания — доставка в госпиталь морского пехотинца, у которого случился острый приступ аппендицита. Экипаж (второй пилот — женщина, Сара Фабрисофф) благополучно выполнил задание. Морской пехотинец был вывезен из точки, находившейся в 125 км южнее базы, в Аль-Асад. Полет выполнялся на высоте порядка 2700 м с использованием индикатора с движущейся картой местности и ИК системы обзора передней полусферы; время полета от взлета до посадки составило 56 минут.

V-22Ospr015.jpg

Конвертопланы MV-22B эскадрильи VMM-162 на десантном корабле-доке «Нассау», Атлантика, декабрь 2009 г.

Оглавление