Работа с приводом носового обтекателя
ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР
Подошла очередная круглая дата — 65 лет победы над гитлеровской Германией, которую Музей ВВС не мог не отметить грандиозным праздником. Как и год назад, Ту-144 снова должен был открыться для «пассажиров». А «рестореры» с головой ушли в диспуты относительно дальнейших планов реставрации. Рук не хватало, ведь кроме Ту-144 готовились одновременно несколько машин, а музей просил помочь еще и с общими хозяйственными приготовлениями. Словом, 8 мая на борту царил рабочий беспорядок. Некоторые не верили, что следующим утром машину удастся подготовить к показу. Требовалось расставить пассажирские кресла в туристском салоне, откуда их накануне сняли для перетяжки, дополнить приборные доски еще несколькими приборами, подключить электричество, все собрать и вычистить. Понадобились поистине героические усилия людей, проведших на борту всю ночь, но уже утром 9 мая, под звуки праздничных маршей, публика вновь потянулась по трапу. К тому времени удалось значительно расширить экспозицию, дополнить графические материалы, доукомплектовать кабину, которая встречала посетителей гулом вентилятора над приборной доской, тиканьем авиационных часов и светом лампочек, на которые ушло так много сил.
Весьма кстати пополнился коллектив самого музея. На работу пришел Александр Васильевич Санников. Не побоявшись унизительной зарплаты, отставной, но весьма энергичный офицер очень быстро нашел общий язык с представителями Фонда. Уже к очередному ДОД «рестореры» получили не просто официальное лицо, уполномоченное для посредничества с волонтерами, а близкого по духу человека. Заметно сдвинулись многие трудные вопросы, включая Ту-144.
Например, в честь праздника, удалось получить финансирование на закупку ковролина, призванного скрыть облезлый пол пассажирских салонов лайнера. Бригада, уподобившись карикатурным отделочникам из юмористического сериала, быстро освоила укладку нового покрытия. Пригодились и подаренные «Аэрофлотом» излишки ковровых дорожек, которые удачно ложатся в проходе между креслами. Отреставрированные салоны преобразились. Основную сложность представляла лишь прорезка многочисленных люков и съемных панелей, которые должны оставаться доступными для работ под полом самолета. Оставшийся материал благоразумно был отложен про запас для реставрации хвостового салона.
Восстановление третьего, наиболее вместительного салона туристского класса с самого начала оставалось серьезной проблемой монинского Ту-144. В целом, интерьер его сохранился, за исключением досадных деталей. В частности, над каждым рядом пассажирских кресел были установлены т.н. пульты-нумераторы. Такие существуют и в современных лайнерах. Они предназначены для вывода форсунок кондиционера, размещения светильников, громкоговорителей и кнопок вызова бортпроводника. Многие из этих пластиковых щитков на монинском Ту-144 оказались разбиты. Целых хватило как раз на комплектацию первого и второго салонов. Третий же послужил донором, оставшись пока в полуразобранном виде.
Иного способа восполнения утраченных элементов интерьера, кроме заказа их на специализированном производстве, не было. Нетрудно догадаться, в какие астрономические суммы выливалась отливка индивидуальной партии уникальных пластиковых элементов. К счастью, и здесь нашлись добрые люди. Руководитель одной из небольших частных компаний в Москве по знакомству согласился выточить пресс-форму и отштамповать партию деталей взамен разбитых фактически по цене материала. Воспользовавшись праздничным ажиотажем, на оплату счета удалось подвигнуть музей. Сроки, впрочем, были неопределенными, и эпопея затянулась на добрых полтора года, к крайнему неудовольствию музейной бухгалтерии. Лишь осенью 2011 г. удалось собрать первый пробный пульт и примерить его по месту, прежде чем началась поставка товарных образцов отливок, с которыми еще предстоит работать.
НЕ ОСТАТЬСЯ С НОСОМ
Классические фото Монинского музея ВВС редко обходятся без узнаваемого силуэта Ту-144, гордо устремившего острый нос в сторону восходящего солнца. Как выяснилось, впрочем, лишь наиболее «продвинутые» посетители знают, что носовой обтекатель лайнера способен опускаться, открывая экипажу видимость вперед. «При жизни» опускание производилось электрическим приводом. Но в технологических целях предусмотрен и ручной, при помощи специальной ручки. О том, как ею воспользоваться, ходили долгие споры с самого начала реставрации. Однако до реальной попытки дело дошло лишь к зиме 2010 г. Очень непросто оказалось реанимировать заржавевшие механизмы после 30 лет простоя в подмосковном климате.
Замена колес | Установка фар |