Основательно промерзнув, провозившись несколько подготовительных субботников с залипшей смазкой, прикипевшими винтами и другими прелестями, нос лайнера в конце концов поддался. Опускаясь вместе с ним, меняющиеся по очереди добровольцы справились с задачей лишь к наступлению темноты, полностью выбившись из сил.
К сожалению, никто из посетителей не стал свидетелем столь любопытного события в тот вечер. Нос был поднят вновь до следующей весны. Зато все лето нового 2011 г., Монинский Ту-144 красовался уже в более «хищном» облике, притягивая объективы публики.
На этом, впрочем, реставраторы не успокоились. Ведь нос в полете опускался лишь на взлете и посадке. Вместе с ним из фюзеляжа выходили дополнительные крылышки, поддерживающие фюзеляж своей подъемной силой. Их привод тоже электрический. Моторы рассчитаны на работу от бортовой электросети переменного тока. К сожалению, агрегат аэродромного питания в музее пока отсутствует, так что пришлось вновь воевать с ручным приводом. Учитывая труднодоступное расположение механизмов над самой кабиной экипажа, дело оказалось непростым. Закончить его еще предстоит.
Оставшаяся часть теплого сезона 2011 г. была посвящена старому вопросу с пневматиками шасси. Как отмечалось выше, после 30 лет стоянки, они представляли жалкое зрелище. Но на вывешенном самолете это было уже не фатально. Запасной комплект колес позволил начать реальные работы. Правда, после нескольких субботников, проведенных в непотребных позах за попытками развинтить хотя бы одно старое колесо, оптимизма поубавилось. Намертво приваренные бесконечными слоями выгоревшей краски, защитные колпаки стали почти одним целым с коррозирующими легкосплавными дисками колес. Гайки, шпильки, винты — все давалось огромными усилиями. Да и сами колеса с двойной шиной оказались весьма не легким грузом.
Тем не менее, по мере накопления опыта, пневматики давались все легче и норматив времени на замену уменьшался. К наступлению холодов удалось заменить половину поврежденных временем старых пневматиков на «парадной» левой стороне обеих амортстоек, а оставшиеся четыре правых колеса развинтить, подготовив к замене следующим летом. Вид машины еще немного приободрился.
Посетившие музей в праздничный День Авиации представители Туполевской фирмы остались довольны увиденным. Тем более, что помимо Ту-144 монинские волонтеры ведут и массу другой не менее интересной работы. По результатам экскурсии, в частности, музей получил еще один важный подарок — посадочные фары, о которых до этого напоминали лишь пустые посадочные места на передней стойке шасси. Трудно сказать, на каком этапе существования машины они исчезли, но пользуясь подарком, «рестореры» решили хотя бы на праздничные дни вернуть положенные светильники на предписанные места.
ЭПИЛОГ
Подводя итог, важно отметить, что проводимые музеем дни открытых дверей — это не только возможность показать результаты совместных усилий по сохранению отечественной авиационной истории. Это еще и удобный случай привлечь внимание заинтересованных людей, в том числе и простых граждан, которые охотно жертвуют небольшие суммы на благое дело. Эти пусть скромные, но все же деньги, позволяют приобретать материалы, инструмент и прочие мелочи, помогающие в работе. А ее предстоит еще очень и очень много. Главное место в сегодняшних планах занимает завершение уже начатых мероприятий. Нужно облагородить подход к самолету, заасфальтировать «карман» для трапа и переделать сам трап, поскольку открывающаяся дверь салона Ту-144 не позволяет установить его вплотную. Продолжается поиск оставшихся приборов для доукомплектования кабины. Актуальной остается задача изготовления откидных столиков в салон «люкс» по единственному сохранившемуся образцу. Огромный объем работ видится в восстановлении третьего салона. Ребром стоит вопрос о профилактике некоторых узлов и болтовых соединений для предотвращения коррозии.
К счастью сегодня можно с уверенностью сказать, что уникальный лайнер — чудо и головная боль советского авиапрома 1970-х гг., как минимум, не сгинул в безвременье. Исключая какие-либо форс-мажорные обстоятельства, интереснейший экспонат одного из крупнейших в мире авиамузеев имеет шанс сохраниться для будущих поколений. К сожалению, процесс упадка удалось остановить в основном силами энтузиастов и любителей авиации, занимающихся этим на общественных началах. Лишь мечтой пока остается появление достаточно серьезного и заинтересованного спонсора, который включился бы в дело поддержания таких масштабных памятников отечественной истории на качественно новом уровне. Если говорить о технической стороне, то столь большие и сложные машины в принципе нуждаются в техническом обслуживании круглый год. Для этого необходимо полноценное аэродромное оборудование, коллектив профессионально подготовленных специалистов и наличие запасных частей. Предприятия, обладающие всем необходимым, в России пока еще есть. Но в нынешнее время все решает рынок, на котором не осталось места для истории. Авторы этой статьи отдают себе отчет в объемах финансирования, которое необходимо для решения поставленных задач. Так, лишь одна покраска лайнера оценивается в 3 млн. руб. Поэтому, один из последних сохранившихся Ту-144 продолжает пока ждать меценатов, а «Фонд содействия Музею ВВС» пытается оправдать свое название в деле сохранения СССР-77106 собственными силами. Организация является открытой и внести свою лепту может каждый. Завершить рассказ хочется крылатой фразой из кинофильма «В бой идут одни старики»: «Будем жить!..»