Отцом американских твердотопливных стратегических ракет считается американский генерал Бернард Шривер, который в свое время возглавлял отдел баллистических снарядов ВВС. Еще в 1955 г. он обратился к нескольким американским фирмам с просьбой провести исследования в области ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) и найти решения основных проблем. Через два года американцы научились управлять вектором тяги и временем работы двигателей, обеспечили стабильность горения зарядов большого диаметра и нашли подходящие материалы для корпусов РДТТ и стенок камер сгорания.
В 1957 г. конкретизировались требования к новой универсальной твердотопливной ракете: три ступени с РДТТ, управление при помощи отклонения реактивного сопла, инерциальная система наведения, дальность полета 10200 км, запуск из шахт или железнодорожных платформ. Проект получил обозначение XSM-80 «Минитмэн» (Minuteman — американский слэнг: часовой в Континентальной армии времен войны за независимость).
Универсальность ракеты заключалась в возможности ее свободной комплектации ступенями. Если использовались все три ступени, то получался стратегический вариант, если две (вторая и третья) — оперативно-тактический, с дальностью 1600 км, и, наконец, если использовалась только третья ступень, то получалась тактическая ракета с дальностью полета 320 км. В 1958 г. от универсальности отказались и сосредоточили усилия только на трехступенчатом варианте.
Ракета «Минитмэн I» перед испытательным запуском |
Пуск ракеты «Минитмэн II» |
10 ноября 1958 г. главным разработчиком «Минитмэнов» назначили фирму «Боинг». Для проведения испытаний ракет на базе Канавэрал был создан новый стартовый комплекс.
В сентябре 1958 г. начались пробные запуски двигателей для «Минитмэнов». Очень важным для ракетчиков обстоятельством было то, что твердое топливо абсолютно безопасно при хранении и не требовало технического обслуживания. Фирма «Тиокол», главный разработчик двигателей, утверждала, что топливо в корпусе двигателя не изменит своих характеристик в течение, как минимум, пяти лет. При этом ракета была готова в любой момент к немедленному запуску. Преимущества огромные! Не секрет, что большинство жидкостных баллистических ракет Р-7, Р-12, «Атлас» и «Титан»-I, стояли на боевом дежурстве в незаправленном состоянии.
Каждый из трех РДТТ на ступенях «Минитмэна» имел четыре отклоняющихся сопла. Два сопла отклонялись дифференциально (вверх и вниз) для управления ракетой по тангажу, и два — в одном направлении для управления по курсу и в разных направлениях для управления по крену.
Ступени соединялись болтами через переходники в виде усеченных конусов.
Инерциальная система наведения ракеты обеспечивала точность с вероятной круговой ошибкой попадания в цель менее 1600 м, что в два раз точнее систем на американских жидкостных ракетах.
15 сентября 1959 г. на базе ВВС Эдвардс состоялось первое испытание «Минитмэна» для определения параметров шахты. С февраля 1961 г. начались реальные пуски ракет с наземных пусковых установок. Первые два были успешными и один оказался неудачным. Затем приступили к пускам из шахты. Одновременно с шахтным отрабатывался и железнодорожный вариант «Минитмэна». Планировалось поставить на вооружение более ста ракетных железнодорожных составов. Однако, несмотря на то, что подвижной ракетной системе уделялось особое внимание, и она была хорошо проработана, в декабре 1961 г. МО США прекратило работу в этом направлении в пользу увеличения количества ракет шахтного базирования.
Ракету приняли на вооружение под обозначением LGM-30A «Минитмэн»-I. Серийное производство ракет началось 12 апреля 1962 г., а через девять месяцев в США уже развернули первые боевые подразделения новых ракет. Каждая ракета несла одну мегатонную боеголовку. Практически сразу после принятия на вооружение первого «Минитмэна» американцы принялись за его модернизацию. Целью работ было увеличение мощности боеголовки, дальности и точности стрельбы.
Двигатель первой ступени снабдили новыми более эффективными соплами. Кроме этого, в нижнее днище корпуса начали заливать слой топлива толщиной около 150 мм, покрытый ингибитором, замедляющим скорость горения. Он служил теплоизоляцией и обеспечивал дополнительную тягу. Характеристики двигателя второй ступени значительно улучшили за счет замены стального корпуса титановым и установкой одного большого сопла вместо четырех маленьких. Управление вектором тяги (тангаж, рыскание) теперь осуществлялось впрыскиванием жидкого фреона в закритическую часть сопла. Третья ступень отличалась только новой боеголовкой весом 900 кг, с уменьшенным радиолокационным сечением и устройствами для выброса ложных целей.
Последнее было вынужденным ответом на успешные испытания система «А». Точность стрельбы на «Минитмэне» II выросла почти на треть, а использование цифрового вычислителя на микросхемах дало возможность записывать в память ракеты сразу несколько целей и переключать ракету на любую из них непосредственно перед стартом. На «Минитмэн» I для выставки платформы приходилось спускаться в шахту и разворачивать ракету целиком, теперь перенацеливание ракеты можно было сделать прямо с пульта управления, непосредственно перед запуском.