Оглавление

ПОЛИГОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ А-35

Летом 1961 г. на полигоне в Сары-Шагане началось строительство объектов для сокращенного варианта системы А-35, под условным наименованием «Алдан».

Полигонный вариант системы состоял из командно-вычислительного центра, одной станции «Дунай 3» и трех стрельбовых комплексов.

Осенью 1962 г. комиссия под председательством маршала П.Ф. Батицкого утвердила эскизный проект системы. За несколько месяцев до этого вышло постановление Совмина и ЦК о начале производства и строительства компонентов комплекса А-35 под Москвой. На боевое дежурство система должна была стать на праздник 50-летия Октябрьской революции — 7 ноября 1967 г.

В 1960-е гг. промышленность СССР была перегружена ракетной тематикой и основным направлением всех работ было создание наступательного вооружения — баллистических ракет. За доступ к бюджетным деньгам, заводам и полигонам боролось три основных конструкторских бюро: С.П. Королева (ОКБ-1 ракеты: Р-7, 9, РТ-2), М.К. Янгеля (ОКБ-586 ракеты: Р-12, 14, 16, 36) и В.Н. Челомея (ОКБ-52 ракета УР-100). Именно тогда и родилась известная среди ракетчиков поговорка: «Королев работает на ТАСС, Янгель — на нас, а Челомей — на унитаз» (ТАСС — это Телеграфное агентство новостей Советского Союза). «Унитаз» был заработан Челомеем за его неудачи в космической программе, где его все время обгонял Королев, и постоянные задержки в проектировании крылатых ракет). Конкуренция среди главных конструкторов была очень жесткой. Теперь в этот узкий круг попадал еще и Г.В. Кисунько, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

SuRuPRO027.jpg SuRuPRO028.jpg

Пусковая установка комплекса ПРО «Тобол»

Пуск противоракеты А-350Ж

Челомей, в КБ которого работал сын Хрущева, имел прямой выход на Никиту Сергеевича, что гарантировало некоторую выгоду для его организации. Быстро уяснив, что противоракетная программа сулит много чего хорошего, он решил подмять тематику ПРО под себя. Челомей предложил Хрущеву более простую систему ПРО, чем та, которую делал Кисунько.

Система Челомея получила название «Таран» и базировалась на его легких межконтинентальных баллистических ракетах УР-100. По своей архитектуре она была развитием системы «Барьер» Минца и Расплетина. Представьте себе, что во время массированного налета вражеских ракет им навстречу вылетали сотни УР-100, которые, взрываясь на большой высоте, создавали на пути боеголовок противника сплошное поле из ядерных взрывов. В этом ядерном котле должно было сгореть все: боеголовки, ложные цели и отработанные ступени.

Простота и «остроумие» замысла поразили нашего Генсека. Сразу возникал вопрос: «А чего там мучается Кисунько? Что и на что он там наводит? Тень, на плетень?». И над ОКБ №30 стали сгущаться тучи.

Однако первый удар последовал не по Кисунько и системе А-35, а по ракете А-350Ж. Противоракета лишилась своего двигателя. Вся испытательная и производственная база была отдана под УР-100 КБ Челомея. Довести «родной» двигатель у Грушина уже не получалось, пришлось ставить на противоракету два двигателя от второй ступени УР-100. Первый двигатель был маршевым, однокамерным, а второй — рулевой, с четырьмя управляемыми камерами сгорания.

Давление на Кисунько и А-35 этим не ограничилось. Через некоторое время ему предложили вообще отказаться от А-350Ж, заменив ее на челомеевскую ракету. Искусство дипломатии позволяло Григорию Васильевичу некоторое время сохранять свои позиции, но в мае 1963 г. финансирование программы А-35 и строительно-монтажные работы на объектах «Алдана» окончательно остановились.

Только после смещения Хрущева абсурдный проект «Таран» закрыли и возобновили работу над комплексом А-35.

7 ноября 1964 г. противоракеты А-350Ж в ТПК провезли по Красной площади во время военного парада. Западные специалисты знали о ведущихся в СССР работах, но видели контейнеры с противоракетами впервые. Как бы они удивились, узнав, что Советская система ПРО все еще не создана.

Первый испытательный пуск противоракеты А-350Ж, укомплектованной всеми системами и новой силовой установкой, состоялся только через год — 24 декабря 1965 г. Это был уже восьмой пуск с момента начала летных испытаний. Ракета имела следующие характеристики: длина — 19,8 м, максимальный диаметр — 2,97 м, размах складных стабилизаторов — 6м, стартовый вес — 32700 кг, дальность поражения цели — 320 км.

ИСПЫТАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ А-35

Экспериментальный «Алдан» в Сары-Шагане сдали в эксплуатацию в 1967 г., хотя по старому плану в этом году должна была сдаваться уже боевая система.

Началась первая фаза испытаний. Она включала в себя отработку программного обеспечения, проверку работы пусковых установок и оборудования противоракеты.

Затем начали производить пуски противоракет по условным целям, которые моделировались ЭВМ в командно-вычислительном центре. Радиолокатор сопровождения цели и программное обеспечение комплекса проверялось на реальных баллистических ракетах и искусственных спутниках.

29 октября 1969 г. испытатели произвели первый пуск двух ракет А-350Ж по реальной двойной цели, в качестве которой выступала боеголовка ракеты Р-12 и ее разгонная ступень. Этим пуском завершались испытания комплекса А-35 и его официально приняли на вооружение.

К этому моменту под Москвой закончилось строительство только двух РЛС «Дунай-3» и пяти стрельбовых комплексов. Однако дальнейшее развертывание системы ПРО оказалось под большим вопросом.

Дело в том, что в США появились баллистические ракеты «Минитмэн» с многозарядными ГЧ. Твердотопливные «Минитмэны» внесли свои коррективы не только в советскую систему ПРО, но и во всю историю межконтинентальных ракет. Кроме этого они серьезно изменили качественный состав американской ракетной группировки. Поэтому стоит взглянуть на них подробнее, тем более что в нашей периодической печати им практически не уделялось внимания.

Оглавление