В Союзе прекрасно понимали, что ГЧ могла оказаться просто «не по зубам» для БЧ противоракеты. Кроме этого, выведение из строя находящегося в ее полости ядерного заряда неожиданно выделялось в отдельную проблему. Специалисты по ядерному оружию, проведя соответствующие эксперименты, были очень удивлены тем, что сломать даже обычную, «голую», атомную бомбу очень сложно. Даже если в нее и попадало несколько условных осколков противоракеты, это совсем не означало, что ядерного взрыва уже не будет.
За создание боеголовки способной разрушить ГЧ «Атласа» и «Тора» взялись два творческих коллектива, которым поставили одинаковую задачу. Группа А.В. Воронова из НИИ-6 делала БЧ стержневого типа, а К.И. Козорезов из КБ Лавочкина — осколочного.
Для работы им выдали следующие исходные данные:
- вес БЧ 600 кг;
- скорость противоракеты — 1,5 км/с;
- скорость цели — 3,5-4 км/с;
- высота подрыва — 25 км;
- вероятный промах противоракеты — 75 м;
Стержневая боевая часть имела поражающие элементы в виде 10-см стержней, диаметром около 3 мм. Концы стержней сваривались между собой и после взрыва заряда БЧ разлетались в стороны, образуя «сетчатое» облако движущееся навстречу боеголовке. Считалось, что энергии летящих стержней хватит на разрезание обшивки и прочного корпуса ГЧ.
PGM-19 Jupiter |
PGM-17 Thor |
Осколочная БЧ Козорезова была устроена сложнее, и ее создание заняло больше времени. В ходе разработки проверялись варианты боевых частей начиненных готовыми осколками различной формы. Наиболее подходящими оказались шарики, изготовленные из карбида вольфрама. Они пробивали 150 мм теплозащиты и 10 мм прочного корпуса боеголовки, но при этом теряли энергию, и гарантировано вывести из строя ядерное устройство уже не могли. Тогда Козорезов решил поместить вольфрамовый шарик в стальную оболочку, заполненную взрывчатым веществом. Попадая в боеголовку, стальной шарик диаметром 24 мм проникал сквозь теплозащитный экран, а от соударения с прочным корпусом детонировал. Взрывом расчищалась дорога для вольфрамового сердечника диаметром 10 мм, который разрушал элементы ядерного заряда. Этот хитрый заряд он назвал «Вишневой косточкой».
В БЧ противоракеты помешалось 16000 таких «косточек». После взрыва, разлетаясь в стороны, они образовывали облако осколков в виде плоского диска диаметром около 100 м, несущееся навстречу цели. А ведь именно такую форму предлагал Синильщиков в своей работе 1948 г.
Еще одной особенностью противоракеты стало отсутствие контактного или дистанционного взрывателя. Момент подрыва рассчитывался наземной ЭВМ, которая управляла всем комплексом, и команда передавалась на борт противоракеты по радиоканалам управления.
Система ПРО постепенно обретала конкретику, но пока она была всего лишь бумажным проектом. А в США к созданию больших ракет уже подключился корифей ракетной техники фон Браун, до этого он занимался тактической ракетой «Рэдстоун».
В феврале 1956 г. агентство баллистических снарядов армии США (АВМА) поставило перед ним задачу разработать мобильную баллистическую ракету средней дальности под названием «Юпитер» (в честь римского эквивалента греческого бога Зевса). И хотя военные рассматривали «Юпитер» только как средство повышения огневой мощи артиллерии, а не в качестве стратегического оружия, его нельзя было не принимать во внимание при разработке системы ПРО. Тем более что Браун хотел запускать свой «Юпитер» не только с земли, но и с надводных кораблей, из-за чего ракета получалась немного неуклюжего вида — короткая и толстая.
Теперь задача для ПРО усложнялась в четыре раза. Ей предстояло бороться с четырьмя типами баллистических ракет. Двух межконтинентальных — «Атлас» и «Титан», и двух средней дальности — «Тор» и «Юпитер».
1 февраля 1956 г. в СССР состоялся научно-технический совет с участием представителей МО, на котором предстояло окончательно определиться с проектом системы ПРО. В Советском Союзе кроме Кисунько с американскими ракетами «боролся» еще один творческий коллектив, возглавляемый Минцем. Его система называлась «Барьер».
По реализации в части перехвата «Барьер» был проще, а вот по обнаружению и сопровождению целей — дороже и сложнее. По задумке Минца, на предполагаемой трассе полета ГЧ американской баллистической ракеты устанавливались радиолокационные станции с вертикально направленными лучами. Когда боеголовка пролетала через луч, система замеряла параметры ее полета и на основе этих данных экстраполировала дальнейшую траекторию боеголовки. С каждой новой станцией и точкой пересечения точность прогнозирования траектории увеличивалась, и в конце ГЧ можно было «легко» поразить обычной ракетой.
Конечно, легкость поражения была весьма относительной, ведь точность определения координат ГЧ в «Барьере» составляла несколько километров и ракете-перехватчику требовалось дополнительное целеуказание или мощная активная система наведения. Но, благодаря тому, что американские ГЧ в атмосфере сильно тормозились и на небольших высотах летели уже с дозвуковой скоростью, такая задача могла быть решена.