Оглавление

СОЗДАНИЕ РАКЕТ В США

По ту сторону океана работа над «Атласом» также шла с ускорением. В 1953 г. на фирму «Конвэр» пришел положительный сигнал из Лос-Аламоса — ядерщики сделали «сухую» бомбу весом около 10 т, которую можно было реально поставить в ГЧ «Атласа».

Первый взрыв такой бомбы мощностью 15 Мт прозвучал 28 февраля 1954 г. «Сухая» водородная бомба «Креветка» (Shrimp) неожиданно дала на 9 Мт больше мощности, чем ожидалось. И не удивительно, ведь в нее вложили весь накопленный американский запас лития-6, обогащенного на 40%. В следующий боеприпас закладывали уже почти природный элемент, обогащенный всего на 7%, и мощность взрыва сильно упала, но «Креветку» запустили в серийное производство.

Боссарт немедленно изменил проект ракеты. В качестве основной была принята полутораступенчатая схема с тремя ЖРД и диаметром корпуса 3 м. Расчетный стартовый вес значительно снизился.

5 апреля 1954 г. новый президент США Дуайт Эйзенхауэр выступил по национальному радио с докладом «О роли водородной бомбы в защите от коммунистической угрозы». Но роль бомбы была ясна и без выступлений, а вот подходящего носителя у американцев пока еще не было. Командование ВВС вышло с инициативным предложением: не дожидаясь окончания разработки «Атласа» быстро сделать ракету средней дальности и разместив ее на базах в Европе, взять на прицел Москву. Подробные требования к такой ракете сформулировали полковник Роберт Трэкс и гражданский специалист из арсенала Рэдстоун доктор Адольф Тиль:
-  дальность полета — 2800 км;
-  длина не более 20 м, диаметр не более 2,4 м;
-  взлетный вес — 50 т.

Требования к габаритам ракеты диктовались размерами грузовой кабины транспортных самолетов С-124 «Глоубмастер», при помощи которых ракеты хотели перебрасывать через океан и развозить по базам.

SuRuPRO009.jpg SuRuPRO010.jpg

Баллистическая ракета средней дальности «Тор» на пусковом столе

Старт ракеты «Юпитер»

30 ноября 1955 г. ВВС объявили блицконкурс, в котором участвовали фирмы «Дуглас», «Локхид» и «Норт Америкен». Через неделю определился победитель — фирма «Дуглас» с проектом, получившим название «Тор». Название было дано в честь скандинавского бога грома и бурь, и продолжало мифологическую линию, начатую «Атласом».

ВВС выдали фирме «Дуглас» заказ на разработку ракеты в конце декабря 1955 г. Отделение «Рокетдайн» фирмы «Норт Америкен» взялось делать силовую установку, отделение «Спарк Плаг» фирмы «Дженерал Моторс» — за систему наведения.

Фирма «Конвэр» также старалась не отставать. В мае 1955 г. военных познакомили с полномасштабным макетом «Атласа» и через три месяца ВВС дали добро на первую партию опытных ракет в модификации «А».

Корпус «Атласа» монококовой конструкции был разделен на два бака-отсека: верхний объемом около 71 м3 для жидкого кислорода и нижний объемом около 44 м3 для керосина. Жесткость конструкции обеспечивалась за счет наддува. К толщине проката, из которого делали баки-отсеки, предъявлялись чрезвычайно высокие требования. Ошибка металлургов на одну тысячную дюйма могла стоить военным 160 км дальности полета.

Необычность конструкции корпуса вызывала у военных большое недоверие и для «страховки» они заказали фирме Мартин еще одну баллистическую ракету — «Титан», с традиционной конструкцией корпуса.

Отсек разгонных двигателей, сбрасываемый в полете, имел полумонококовую конструкцию со стрингерами и гофрированной обшивкой.

Бортовое оборудование ракеты находилось в обтекателях, размещенных по бокам бака для топлива.

Силовая установка состояла из двух разгонных ЖРД и одного маршевого, с общей тягой при старте на уровне моря 174 т. Разгонные ЖРД вместе с закрывающей их «юбкой» сбрасывались приблизительно через 100 с после запуска.

Система наведения представляла собой комбинацию инерциальной и радиокомандной систем. Данные о величине и направлении вектора скорости посылались бортовой аппаратурой на наземные станции, где их обрабатывали в цифровом вычислителе и получали необходимые поправки, которые по кодированному радиоканалу передавались на борт ракеты. Автопилот на основе принятых поправок выдавал соответствующие команды в систему отклонения двигателей. Время выключения двигателей также определялось по команде с земли.

После того, как «Атлас» выходил из зоны видимости наземных станций слежения, радиокомандная система выключалась и в действие вступала инерциальная система, работавшая до момента отделения ГЧ. Самым большим недостатком радиокомандной части была невозможность одновременного запуска нескольких ракет.

Верхняя переходная секция ракеты «Атлас» служила для установки головной части. ГЧ представляла собой тупой конус с углом раствора 105° и диаметром у основания 1,615 м. Теплопоглощающее покрытие конуса изготавливалось из 500 кг кованой меди.

У ракеты «Тор» ГЧ имела похожую конструкцию, но наружная обшивка носка изготавливалась из стали.

Поверхность обеих конусов шлифовалась и полировалась до получения зеркального блеска. При входе в атмосферу конусы стабилизировались и ориентировались против набегающего потока воздуха с помощью шести сопел, управляемых фотоэлементами, которые определяли положение горизонта и солнца.

Оглавление