В период с 20 июня по 30 августа 1943 года самолет Су-6 («2Ас») проходил государственные испытания в НИИ ВВС КА, ведущий летчик - полковник А.И. Кабанов, летчики облета - полковник П.М. Стефановский и майор А.К. Долгов. За время испытаний выполнено 42 полета с общим налетом 23 часа 10 минут.
В заключении Акта по результатам государственных испытаний отмечалось, что:
«1. Опытный двухместный самолет с мотором М-71Ф и опытным 4-х лопастным винтом АВ-9-4А, ..., государственные испытания выдержал, показав хорошие летно-тактические данные.
2. Рекомендовать самолет Су-6 ...в серийное производство, с обязательным устранением всех недостатков...
3. НИИ ВВС Красной Армии считает целесообразным серийные самолеты Су-6 выпускать в 2-х местном и одноместном вариантах со следующим вооружением:
а) 2 пушки ОКБ-16 калибра 37 мм с запасом снарядов по 45 шт. заменить на пушку, с возможностью установки взамен их 2-х пушек «ВЯ», калибра 23 мм, с запасом снарядов по 130 шт. на пушку;
б) 2 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм с запасом патронов по 700 шт. на пулемет;
в) Бомбардировочное вооружение для внутренней загрузки бомб калибра до 100 кг и наружной подвески бомб калибра до 250 кг и химвооружения;
г) Пулемет УБТ на блистерной установке БЛУБ с запасом патронов 190 шт. (только для 2-х местного самолета)
4. Опытный двухместный самолет Су-6 передать в 4-й отдел НИИ ВВС Красной Армии для отработки методики боевого применения...»
В августе по решению ГКО началась реэвакуация завода №289 из г. Молотова в подмосковный г. Тушино, на территорию завода №464.
В связи с отсутствием серийного производства мотора М-71Ф, приказом №717 от 2 декабря 1943 года НКАП обязал П.О. Сухого:
«... а) переоборудовать опытный одномоторный штурмовик Су-6 с М-71, прошедший государственные испытания с положительной оценкой, под мотор АМ-42 со сроком выпуска самолета на летные испытания к 20 декабря 1943 года;
б) построить второй экземпляр самолета Су-6 в двухместном варианте с мотором АМ-42 с учетом исправлений, выявленных на летных испытаниях первого экземпляра со сроком выпуска на летные испытания к 15.VI - 1944 г. ...»
Государственные испытания Су-6. У самолета летчики-испытатели НИИ ВВС майор А.К. Долгов (в центре) и капитан А.В. Синельников (второй справа). 1943 г.
Реакция коллектива КБ на это решение последовала незамедлительно. 7 декабря инженеры: С.Я. Горбунов, И.Е. Баславский и Н. Мудрецов направили Председателю ГКО И.В. Сталину письмо следующего содержания: «Коллектив работников завода №289 НКАП, во главе с главным конструктором завода тов. Сухим, по заданию Правительства, спроектировал, построил и испытал самолет Су-6 в двухместном варианте с мотором М-71.
На государственных испытаниях самолет Су-6 получил хорошую оценку, а в заключении по отчету ВВС КА ставит вопрос о внедрении самолета в серию.
Сравнительные данные самолета Су-6 и Ил-2 следующие:
Скорость у земли у Су-6 больше на 107 км/ч, чем у Ил-2
Скорость на высоте 4000 м больше на 146 км/ч, чем у Ил-2
Практический потолок больше на 2500 м, чем у Ил-2
Дальность полета больше на 353 км, чем у Ил-2
Данные самолета и заключение ВВС КА по самолету говорят за необходимость скорейшего внедрения самолета Су-6 с мотором М-71 в серию. Но вопрос о внедрении самолета Су-6 в серию не решается.
Сейчас предложено НКАПом заменить на самолете Су-6 мотор М-71 на мотор АМ-42.
Самолет Су-6 с мотором М-71 - это самолет «сегодняшнего дня», а с мотором АМ-42 - это самолет «вчерашнего дня», т.е. уже пройденный этап, а это не логично, да и не правильно отказываться от лучшего и желать худшего.
Убедительно Вас просим, Иосиф Виссарионович, повлиять на ход решения о запуске в серию самолета Су-6 с мотором М-71.
Наш коллектив с усердием и добросовестностью выполнил решение Правительства - создал хороший самолет.
Решение Правительства о запуске в серию самолета Су-6 с мотором М-71 будет являться:
1. Усилением мощи Военно-Воздушных Сил Красной Армии.
2. Дополнительным показателем наших неисчерпаемых возможностей и способностей.
3. Движением техники вперед — от «вчерашнего» самолета Ил-2 к «сегодняшнему» самолету Су-6.
4. Наивысшей наградой и радостью для нашего коллектива за вложенный труд по созданию самолета Су-6».
Письма аналогичного содержания были направлены в ЦК ВКП(б) - Г.М. Маленкову и в НКАП - А.И. Шахурину. Ответа не последовало.
Работы по переоборудованию Су-6 под мотор АМ-42, из-за несвоевременной поставки мотора, завершились лишь к концу января 1944 года. В процессе переоборудования на самолете:
- установили мотор АМ-42 с необходимым оборудованием и бронированием;
- заменили консоли крыла смешанной конструкции на цельнометаллические с увеличенной площадью до 28,6 м2, вместо 26 м2;
- увеличили компенсацию рулей и элеронов;
- усилили гидроподъемники шасси и узлы их крепления;
- установили хвостовое колесо 400x150, вместо 300x125;
- доработали гидравлическую и пневматическую системы самолета;
- перекомпоновали приборную доску летчика и установили стандартную ручку управления (истребительного типа);
- доработали систему вооружения и спецоборудования, выполнили ряд других работ.