Оглавление

Su6attk004.jpg

Су-6 М-71Ф

Одновременно с составлением письма, завод №289 получил устное распоряжение о прекращении работ по войсковой серии, с консервацией четырех комплектов агрегатов и деталей.

Вместе с тем П.О. Сухому разрешили изготовить один экземпляр модифицированного самолета Су-6 - эталона войсковой серии.

К концу 1942 года был изготовлен и отправлен на статические испытания в ЦАГИ планер модифицированного Су-6, а летный экземпляр, получивший внутреннее обозначение «Ас», из-за отсутствия мотора М-71Ф и пушек НС-37, имел готовность 97,1%.

В то же время, учитывая изменившиеся требования к штурмовикам, Павел Осипович принял решение переделать Су-6 («Ас») в двухместный вариант. В пояснительной записке к проекту он отмечал, что: «Практика боевых действий штурмовой авиации на фронтах Отечественной войны показала необходимость введения второго члена экипажа самолета Ил-2 для защиты от нападения неприятельских истребителей.

Хотя скорость самолета Су-6 у земли... значительно выше скорости Ил-2, мною проработан вариант размещения на Су-6 стрелка для защиты верхней полусферы. Скорость самолета (с М-71Ф) при этом уменьшится до 520 км/ч у земли.

Переделка одноместного Су-6 в двухместный не потребует значительных изменений конструкции самолета: изменяется фонарь, грузовой отсек фюзеляжа и, в незначительной степени, конструкция самого фюзеляжа над грузовым отсеком. Некоторые изменения вводятся в оборудование самолета и бомбардировочное вооружение. Вследствие необходимости бронирования стрелка меняется несколько схема бронезащиты...»

Эскизный проект модификации самолета Су-6 М-71 в двухместном варианте в начале января 1943 года был предъявлен на рассмотрение в НИИ ВВС КА, а заключение по нему утверждено генерал-майором ИАС А.А. Лапиным 20 января 1943 года.

В феврале А.И. Шахурин направил в Комитет по Сталинским премиям материалы по девяти кандидатам, выдвигаемым НКАП на соискание премии I степени. Среди соискателей значился и П.О.Сухой. В этом же году за создание штурмовика Су-6 он был удостоен Сталинской премии I степени.

В марте двухместный вариант Су-6 М-71Ф («2Ас») в разобранном виде перевезли из Молотова в Калининград для проведения заводских летных испытаний.

10 марта 1943 года летчик испытатель завода №289 Н.Д. Фиксон поднял Су-6 («2Ас») в воздух. Заводские испытания завершились 18 июня 1943 года.

В июне 1943 года заведующий отделом Управления кадров ЦК ВКП(б) Будников доложил Г.М. Маленкову о том, что: «Главный конструктор т. П.О.Сухой разработал конструкцию самолета-штурмовика Су-6 с мотором М-71

1-й вариант — одноместный был готов и прошел государственные испытания в апреле 1942 года с положительной оценкой.

2-й вариант — двухместный закончен в марте 1943 года и прошел полные заводские испытания в мае с. г. также с положительной оценкой.

Преимущества самолета-штурмовика Су-6 с мотором М-71Ф по сравнению с Ил-2 с АМ-38 и Ил-2 с АМ-42 заключаются в преобладании скорости и улучшенной броневой защите.

Отзывы боевых летчиков и летчиков-испытателей в части удобств управления самолетом Су-6 и простоты его обслуживания, а также маневренности, самые положительные.

В целях лучшей отработки самолета Су-6, отдел Управления кадров считает необходимым сосредоточить все силы конструкторского бюро с опытным заводом т. Сухого на одной производственной базе - на заводе №380 в г. Калининграде, под Москвой.

Площади, занимаемые конструкторским бюро т. Сухого (завод №289 в г. Молотове) будут переданы заводу №19, который в них нуждается».

Сравнительные данные самолетов Су-6 и Ил-2

Су-6 двухместный с М-71

Су-6 одноместный  с М-71

Ил-2 двухместный с АМ-38

Ил-2 с АМ-42 (расчет.)

Скорость у земли на номинальной мощности, км/ч

490

445

403

423

Скорость на расчетной высоте, км/ч

560/4500 м

491/2500 м

420/2000 м

440/1500 м

Дальность максимальная, км

650

576

690

700-900

Оглавление