Су-6 М-42
В период с 22 февраля по 21 марта 1944 года заводской летчик-испытатель Г.И. Комаров и ведущий инженер В.П. Балуев выполнили на самолете Су-6 АМ-42 программу заводских летных испытаний.
29 марта 1944 года в процессе передачи на госиспытания в НИИ ВВС КА Су-6 АМ-42 потерпел аварию, в результате которой была разрушена хвостовая часть фюзеляжа и оперение. Самолет отправили на завод №289 для ремонта.
Государственные испытания самолета Су-6 АМ-42 начались 28 апреля 1944 года. До середины мая летчики-испытатели НИИ ВВС КА генерал-майор авиации А.И. Кабанов и инженер-майор А.В. Синельников выполнили по программе 12 полетов. 15 мая из-за ненормальной работы мотора испытания были приостановлены.
19 мая 1944 года Павел Осипович доложил А.И. Шахурину, что: «Самолет Су-6 АМ-42 на заводских испытаниях показал результаты значительно более высокие, чем данные самолета Ил-8.
При проведении государственных испытаний самолета Су-6 произошли задержки, вызванные: 1) поломкой хвостовой части фюзеляжа при посадке; 2) ненормальной работой установленного на самолете экземпляра мотора АМ-42, который 15/V окончательно был снят с испытаний из-за богатой регулировки - регулировать беднее нельзя было из-за опасности загорания смеси во всасывающих патрубках - и повышенного в 4-5 раз против нормы расхода масла. В данный момент государственные испытания приостановлены до получения с завода №24 нового мотора АМ-42.
Несмотря на ненормальную работу мотора, НИИ ВВС удалось снять приведенные ниже скорости и подтвердить положительное мнение летчиков при прошлогодних государственных испытаниях об устойчивости, маневренности и усилиях на ручку. На взлете и посадке машина проста, не отличаясь в этом отношении от самолетов Ил.
Сравнение данных самолетов Ил-8 и Су-6 приведено в таблице:
Самолет | Ил-8 АМ-42 | Су-6 АМ-42 |
Скорость у земли, км/ч | 428 | 482 |
Скорость на высоте, км/ч | 472 | 523 |
на высоте, м | 2500 | 2800 |
Дальность на высоте 1000 м, км | 990 | 850 |
при скорости, км/ч | 308 | 340 |
Стрелковое вооружение | 2x23 мм ВЯ 2 ШКАС | 2x37 мм ОКБ-16 2 ШКАС |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг | 600 | 400* |
Полетный вес самолета, кг | 7260 | 6200 |
* при замене пушек 37 мм на пушки ВЯ кал. 23 мм бомбовая нагрузка равна 600 кг |
Таким образом, самолет Су-6, уступая несколько в дальности, имеет при равном вооружении значительно большую скорость, чем самолет Ил-8.
В связи с задержкой представления акта НИИ ВВС о государственных испытаниях самолета Су-6 из-за отсутствия мотора, прошу Вашего указания учесть приведенные данные при решении вопроса о внедрении в серию нового образца штурмовика взамен Ил-2».
В начале июня на самолете Су-6 установили новый мотор АМ-42 и после нескольких полетов испытания прекратили.
26 июня 1944 года начальник ГНИИ ВВС КА генерал-лейтенант ИАС П.А. Лосюков доложил руководству о том, что: «... государственные испытания опытного самолета Су-6 с АМ-42, конструкции т. Сухого, временно прекращены.
В испытательных полетах 12-го и 17-го июня 1944 года имели место два случая пожара во всасывающем патрубке мотора АМ-42, с последующим обгоранием проводников зажигания.
В обоих случаях пожар во всасывающем патрубке не привел к аварии или катастрофе только потому, что произошел на планировании, при заходе самолета на посадку.
Причиной пожара во всасывающих патрубках мотора АМ-42 является наличие в них сборников конденсата, в которых при обратной вспышке в карбюратор воспламеняется конденсат.
При воспламенении смеси во всасывающем патрубке, он накаляется до белого каления, вследствие чего обгорают проводники зажигания, что в свою очередь, может привести к отказу мотора или пожару самолета.