Оглавление

С машины 13-й серии внедрили новое контрольное оборудование для регистрации результатов применения столь разнообразного вооружения. Киносъемочный аппарат АКС-5 в правой консоли центроплана был упразднен, а вместо него в подвесном контейнере, устанавливаемом на пилон для ракет Р-60 под правое крыло, мог размещаться фотоконтрольный прибор ФКП-58. Он предназначался для фотографирования цели при стрельбе и записи на фотопленку сигналов о положении прицельной марки и дальности до объекта атаки. Стандартный фотоконтрольный прибор СШ-45, фиксировавший "картинку" прицела, остался в кабине.

Вооружение Су-17М4 размещалось на тех же узлах подвески, что и на Су-17М3, но управлялось новой системой управления оружием СУО-54, разработанной в ОКБ "Авиаавтоматика". Она обеспечивала сброс авиабомб (обычных и специальных) и блоков из КМГ-У, пуск НАР и УР, стрельбу из встроенного и подвесного пушечного вооружения, сброс смешанных подвесок с применением двух видов оружия в одной атаке, неуправляемый пуск УР, сброс ПТБ и блоков НАР одноразового использования, аварийный сброс всех подвесок, блокировку команд сброса и пуска, а также сигнализацию летчику о наличии оставшихся средств поражения. Пульт управления и индикации размещался на спецщитке на левом борту кабины.

Бомбардировочное и неуправляемое ракетное вооружение самолета не претерпело серьезных изменений по сравнению с применяемым на "эм-тройке", за исключением возможности использования на самолетах поздних серий новых мощных НАР С-13, принятых на вооружение в 1983 году и применяемых в блоках Б-13. Пару таких блоков можно было подвесить на крайние крыльевые балочные держатели. Позднее было обеспечено применение с машины новых модификаций снаряда - С-13Т с тандемной проникающей и С-13-ОФ с осколочно-фугасной БЧ, прошедших Госиспытания в Ахтубинске на Су-17М4 в 1984-85 годах (ведущие летчики - подполковник А. Бородай, полковник А. Павленко).

Су-17М4 мог оснащаться также двумя авиационными аэрозольными приборами ААП-500 для постановки дымовых завес, подвешиваемыми на крайние крыльевые точки подвески. Приборы были одноразовыми и после выброса из них всего снаряжения сами также сбрасывались в полете. Применять аэрозольные приборы предписывалось только в горизонтальном полете на высоте 50 м и более при скоростях до 1100 км/ч.

Su-17_2247.jpg

Отработка применения на Су-17М4 из состава 274-го апиб унифицированной разовой бомбовой кассеты РБК-500У

Su-17_2248.jpg

Балочные держатели БДЗ-57МТА, установленные на переходные балки подфюзеляжных "ракетных" точек подвески вооружения

Su-17_2249.jpg

Су- 17М4 несет блоки НАР Б- 13Л и Б-8М1, ракеты Р-60М и толстостенные авиабомбы ФАБ-500ТС под фюзеляжем. Рядом на тележке ящики из-под реактивных снарядов. Аэродром Воздвиженка, 1994 год

Применение ПрНК позволило обеспечить повышенную точность попадания при бомбометании и пуске ракет. Так, при бомбометании с пикирования вероятное отклонение полного рассеивания бомб от цели для Су-17М4 составляло, в среднем, 20-30 м, тогда как у Су-17М3 эти параметры равнялись 35-45 м. С горизонтального полета бомбометание характеризовалось вдвое лучшей точностью (25-35 м против 45-55 м), на уровне МиГ-27 и фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Навигационное бомбометание с выходом на цель по заданным координатам не отличалось такой точностью, но позволяло с большой долей вероятности поражать крупные неподвижные наземные цели по заранее введенным в "память" ПрНК данным в любое время суток при любой погоде, что значительно расширило возможности машины — ранее прицельное бомбометание ночью без подсветки целей и в сложных метеоусловиях было практически невозможно.

Оглавление