Другой экспортной модификацией "эм-тройки" стал новый истребитель-бомбардировщик Су-22МЗ. Он представлял собой адаптацию планера Су-17М3 под двигатель Р-29БС-300 и приобрел хвостовую часть, характерную для Су-22М последних серий, однако нес обычное для "троек" оснащение вместо уже не удовлетворявшего заказчиков прежнего набора оборудования "коммерческих" моделей. Задание на разработку такой машины поступило от руководства МАП. Опытный самолет был собран серийным заводом из задела для серийного Су-17М3 (№ 63-01) и укомплектован согласно оговоренного техзадания с установкой прицела АСП-17Б и лазерной станции "Клен-ПС". Мотивацией для такого выбора комплектации самолета стало то обстоятельство, что на вооружении ВВС ряда потенциальных покупателей уже находились самолеты МиГ-23 или Су-22/22М с двигателями МКБ "Союз", что упрощало эксплуатацию и снабжение имеющегося парка авиатехники агрегатами единых типов, к тому же самолеты с этими двигателями были ощутимо дешевле. Оборудование было взято с Су-17М3 последних серий (в экспортном исполнении), за исключением станции СПО, замененной старой "Сиреной". Семьдесят таких машин было изготовлены на заводе в Комсомольске-на-Амуре в период с 1982 по 1983 год. Они сменили в производстве прежние Су-22М, однако выпускались в значительно меньшем количестве, поскольку на экспорт уже готовился новейший и куда более привлекательный Су-22М4.
В отличие от "развивающихся дружественных стран", ближайшие союзники СССР по Организации Варшавского Договора не спешили приобретать новые модификации Су-22 в больших количествах. Венгрия, начав неспешно менять политический курс, пересмотрела свои взгляды и на военное строительство. Прохудившаяся экономика требовала сократить закупки дорогостоящей боевой техники. В связи с этим партия заказанных машин была небольшой - 12 одноместных Су-22МЗ и три "спарки". В состав вооружения самолетов для Венгрии, кроме прочего, входили управляемые ракеты Х-23М, Х-25МЛ, Х-25МП и Р-60М в экспортном исполнении, а также тяжелые НАР С-25ОФМ, контейнеры КМГУ-2 и подвесные пушечные установки СППУ-22-01. Для создания активных помех использовалась новая станция постановки помех (экспортный вариант "Гвоздики"), подвешиваемая в контейнере под крыло.
Разведчик Су-17М3Р заходит на посадку. В центральной части контейнера ККР-1/2 хорошо виден кассетный держатель КДФ-38, предназначенный для отстрела осветительных фотопатронов ФП-100 при ночном фотографировании
Первый экспортный С-52К (№ 21-01) после завершения испытаний был передан в Краснодарское ВОЛТУ |
Су-22М на заводском аэродроме. На подвеске - блоки НАР УБ-32А и макеты неуправляемых ракет С-24Б. Самолет имеет необычную светло-серую окраску, оговаривавшуюся некоторыми заказчиками |
Кроме Венгрии, начавшей получать эти машины в октябре 1983 года, Су-22МЗ с несколько упрощенным составом оборудования и управляемого ракетного вооружения поставлялись Ираку и Сирии. Эти арабские страны, хотя и имели уже самолеты варианта Су-22М с другим двигателем, похоже, не очень озабочены были сохранением унификации самолетного парка, принимая от щедрых советских друзей все, что те могли предложить.
Что касается «спарок», то новые Су-22УМЗ (С-52УМЗК), поставляемые в Венгрию, по оборудованию практически полностью соответствовали советским Су-17УМЗ, но отличались двигателем Р-29БС-300, системой госопознавания, некоторыми второстепенными агрегатами и отсутствием управляемого ракетного вооружения класса "воздух-поверхность". Первая такая машина № 89-06 была собрана серийным заводом в апреле 1982 года и облетана там же экипажем летчиков-испытателей Г.Н. Шаповала и Соснина. После этого самолет доставили в ОКБ, где он был повторно облетан летчиками А.Н. Исаковым и B.C. Белых 24 августа. Государственные испытания Су-22УМЗ были начаты 13 октября 1982 года и завершены с положительным заключением о возможности предоставления машины на экспорт 10 февраля следующего года. Они проводились летчиком ГНИКИ ВВС А.В. Белых, выполнившим программу из 38 полетов. Шесть таких самолетов было изготовлено в 1983 году, из них три ушло "за кордон" венгерскому заказчику, а остальные остались в СССР.