Оглавление

В этот раз на RIAT была представлена авиация из 20 стран мира. Самую большую экспозицию развернули США и страны североатлантического альянса. Последние также широко были представлены и в воздушном показе, а вот американцы, наоборот, почти всё представляли на статике. Несмотря на это, здесь было на что посмотреть. Весь центр выставки был буквально заставлен огромными серыми самолётами ВВС США: группа заправщиков KC-135R и КС-10, транспортные С-5В, С-17А и С-130Н, рядом распластал крылья ветеран В-52, тут же расположились и самолёты специального назначения МС-130Н «Комбат Тэлон» и МС-130Р «Комбат Шэдоу». На фоне таких гигантов почти затерялись истребители F-15E, прибывшие с соседней авиабазы Лейкенхит. Чуть дальше расположились разведчики. В этот раз американцы показали самолёт-разведчик RC-135V «Ривет Джойнт», ретранслятор дальней связи Е-6В «Гермес» и базовый патрульный самолёт Р-ЗС «Орион» авиации ВМС. К первому самолёту я специально подошёл поближе, заметив около него одного из членов экипажа. Небольшой разговор довольно тяжело начинался, но вскоре (мне оказалось достаточным всего лишь назвать место базирования самолёта), американец с удовольствием стал рассказывать о своей матчасти, естественно в разрешённых пределах. Под конец беседы я передал привет от своих друзей лётчиков-истребителей ВВС России, которые совсем недавно во время плановых полетов встречались именно с этим RC-135 над нейтральными водами Баренцева моря. Американец на несколько секунд «завис», а затем, широко улыбнувшись, крепко пожал руку.

Но самым ожидаемым гвоздём программы, безусловно, был малозаметный бомбардировщик В-2А. Организаторы не случайно спрятали его подальше от глаз зрителей и поставили в самый дальний конец стоянки. Но это не спасло невидимку от толпы народа, желающего поближе разглядеть суперсовременное чудо техники. Самолёт был огорожен забором и стоял под охраной нескольких вооружённых морских пехотинцев. Оставив у забора пакет с провизией (пришлось запасаться едой и водой на весь день, дабы не стоять в очередях и не терять драгоценного времени) я принялся фотографировать самолёт. Буквально через 5 минут обнаружил, что пакет пропал... Или кто то в тот день сильно проголодался, или охрана посчитала что пакет таит в себе угрозу для «невидимки».

Вторым по численности была Великобритания, также представившая большое количество техники.

RIAT2012019.jpg

Пилотажная группа «Патруль Суисс» в небе Фэйрфорда, 2012 г.

Правда, в отличие от США, в воздушном показе было задействовано гораздо больше самолетов этой страны.

Внимание публики привлекала также внушительная линейка истребителей F-16 ВВС различных европейских стран. Два норвежских истребителя с изображениями тигров особо выделялись в строю. Дело в том, что месяцем ранее на севере страны проходили натовские учения «Тайгер Мит» и эти самолёты как раз и были их участниками. Кстати, не одни норвежцы представили «тигровые» самолёты. ВВС Германии показали пару «Торнадо», а замыкал линейку F-16 Миг-29 ВВС Словакии, на хвосте которого также красовался тигр. Словаки, правда, по каким-то причинам участие в «Тайгер Мит» не приняли.

Безусловно, нельзя было пройти мимо линейки транспортных С-130, представленных ВВС различных государств. Колумбия, наряду с учебным Т-90, дебютировала с этим самолётом, окрасив свой «Геркулес» в яркую экзотическую окраску с изображением головы орла с обоих бортов. В настоящее время на вооружении ВВС этой страны состоят 8 С-130, базирующиеся в столичном аэропорту Эль Дорадо в Боготе и выполняющие различные задачи в интересах армии и полиции Колумбии. Первый «Геркулес» поступил в состав ВВС ещё в 1960 году.

Ещё одним дебютантом стала Япония, показав свой заправщик KC-767J. Это военная версия коммерческого лайнера Боинг-767, использующаяся также в качестве транспортника. На вооружении 404-й эскадрильи в составе 1-го Тактического Транспортного Крыла японских сил самообороны находятся 4 таких самолёта. Базируются они на авиабазе Комаки, находящейся близ Нагойи. В ходе длительного перелёта в Фэйрфорд, лайнер пересёк 2 континента, сделав промежуточную посадку на американской базе Элмендорф на Аляске, и помимо 14 членов экипажа доставил группу из 26 японских барабанщиков. Вообще, для японских сил самообороны это был первый показ в Европе. Вот почему около самолёта специально было организовано шоу барабанщиков, привлекавшее ещё больше зрителей. По соседству с японцами стояли машины такого же назначения - итальянский КС-767А и германский A-310MRTT.

Надо сказать, что транспортно-заправочные самолёты были очень широко представлены, так как одной из главных тем авиашоу была аэромобильность.

Не менее интересно было увидеть на показе и ветеранов. Немецкий базовый патрульный «Атлантик», американский корректировщик OV-10B «Бронко», швейцарский DC-3, учебно-тренировочный самолёт Fouga CM. 170 «Magister» и много ещё чего - всё это дополнительно привлекало зрителей.

Лётная программа праздника была очень насыщенной и интересной. Полёты начинались с 10 утра и, с небольшими перерывами, продолжались до самого завершения дня. Со своей стороны, должен вам со всей ответственностью заявить, что такого разнообразия летательных аппаратов в небе больше нигде не увидишь. Лётчики со всего мира демонстрировали всё то, на что способны их крылатые машины. Здесь можно увидеть всё, начиная от современных истребителей и вертолётов, до самолётов времён Второй мировой войны. Особое впечатление произвели англичане. Надо было видеть, что вытворял в небе транспортный вертолёт «Чинук». Никогда бы не подумал, на что способна в небе эта машина, с виду похожая на железнодорожный вагон. После выполнения пилотажа один из членов экипажа поприветствовал всех собравшихся, помахав из открытой рампы огромной оранжевой перчаткой. Любопытно было поглядеть и на ударный вертолёт «Апач», который был также представлен англичанами.

RIAT2012020.jpg

Самолет-ретранслятор Е-6В «Гермес» ВМС США, 2012 г.

Оглавление