Разведчик MR.2 над Афганистаном
Интенсивная эксплуатация «Нимродов» была относительно безопасной. Первый «Нимрод» MR.1 (XV256) был потерян 17 ноября 1980 г., когда сразу после взлета столкнулся с птицей. Оба пилота погибли, но остальные 18 членов экипажа и пассажиров, находившихся на борту, остались живы. Далее в течение полутора десятков лет не был потерян ни один самолет этого типа, но в 1995 г. разбились сразу два. В частности, 16 мая при облете после планового ремонта был потерян «Нимрод» R.1, прозванный личным составом 51-й АЭ за свой номер - XW666 - «Зверем». После получаса полета на самолете загорелись два правых двигателя. Экипаж осуществил образцовую посадку на воду - никто из находившихся на борту не был даже ранен. Самолет затонул на глубине 20 м. Для компенсации этой потери в разведчик переоборудовали одного из противолодочников - XV249. Эта машина вошла в состав 51-й эскадрильи 28 апреля 1997 г.
Более трагичный случай имел место 2 сентября 1995 г., когда участвовавший в авиашоу в Торонто «Нимрод» MR.2 (XV239) упал в озеро Онтарио. Все семь членов экипажа погибли. Причиной катастрофы признали ошибку пилота, пытавшегося выполнить энергичный маневр при недостаточной тяге двигателей.
Наряду с потерями в катастрофах, имела место и «естественная убыль» - списание «Нимродов» из-за коррозии планера. Первые четыре машины были списаны по этой причине 1 октября 1992 г.
В 1999 г. «Нимроды» вновь появились над Балканами - разведчики 51-й АЭ привлекались к операции «Эллайд форс» против Югославии.
В октябре-декабре 2001 г. один «Нимрод» R.1 участвовал в операции «Веритас» - вторжении в Афганистан. Самолет действовал с авиабазы Сиб в Омане.
Относительно большое число «Нимродов» (шесть MR.2 и один R.1) задействовали в начале 2003 г. в операции «Телик» - вторжении в Ирак. Самолеты базировались на аэродромах Принц Султан (Саудовская Аравия) и Сиб (Оман). Разведчик использовался для подавления иракской ПВО. Противолодочники же, получив новые оптоэлектронные головки «Уэскам», вели разведку наземных целей.
К началу 2005 г. Королевские ВВС эксплуатировали 21 «Нимрод» MR.2. Но в связи с финансовыми ограничениями 1 апреля 2005 г. была расформирована 206-я АЭ, что привело к сокращению парка самолетов базовой патрульной авиации до 16 единиц. Одновременно с 31 до 22 сократили и количество экипажей «Нимродов».
В последние годы «Нимроды» действовали не только над морем, но и над сушей, прежде всего, над Афганистаном. Мощное разведывательное оборудование позволяло эффективно вскрывать наземные цели. Не обошлось, увы, без потерь - 2 сентября 2006 г., ровно 11 лет спустя после гибели борта XV239, над Афганистаном в районе Кандагара разбился борт XV230. Погибли все 14 человек, находящихся на его борту, что стало самой большой суточной потерей среди военнослужащих Соединенного Королевства со времен фолклендского конфликта. Причиной случившегося была признана неисправность топливной системы. А 5 ноября 2007 г. едва не погиб борт XV235 - при дозаправке в воздухе началась утечка топлива, что грозило взрывом. К счастью, машину удалось благополучно посадить, но после этого выполнение дозаправки в воздухе для всех «Нимродов» было запрещено.
К началу 90-х гг. все более очевидной становилась необходимость замены в недалеком будущем «Нимродов» новыми самолетами. В ноябре 1992-го командование Королевских ВВС выпустило документ SR(A)420, определявший требования к новому самолету. Запрос предложений был направлен в общей сложности семнадцати фирмам, четыре из них «вышли в финал» -тендерную стадию отбора, начавшуюся в январе 1995 г. Характерно, что ни один «финалист» не предложил по-настоящему новой конструкции. Французская фирма «Дассо» представила изрядно обновленный «Атлантик». Американский концерн «Локхид» и консорциум «Лорал/Маршалл» предложили «вариации на тему» «Ориона»: соответственно вновь построенные самолеты «Орион» 2000 либо капитально модернизированные машины из американских запасников под громким названием «Валькирия». Наконец, «Бритиш Аэроспейс» представила проект «Нимрод» 2000, 24 июля 1996 г. объявленный победителем.
В декабре того же года был подписан контракт стоимостью 2,4 млрд. фунтов, предусматривавший поставку 21 самолета, создание наземного тренировочного комплекса и техническое обеспечение самолетов. Поставки должны были начаться в 2001 г. и быть реализованы в течение пяти лет.
Вскоре после подписания контракта новому варианту «Нимрода» присвоили обозначение MRA.4 (MRA - Maritime Reconnaissance Attack, т.е. морской разведывательно-ударный), подчеркивавшие «смещение акцента» с патрульно-разведывательных миссий на разведывательно-ударные.