Оглавление

По различным причинам (в первую очередь финансовым) ВВС Бразилии отличались большим количеством типов самолетов, закупавшихся во Франции, Британии, Канаде и США. Особенно часто менялся парк учебных самолетов. Естественно, в коллекции музея FAB содержатся несколько «Texan-ов» AT-6D - пожалуй, самых распространенных в мире учебных поршневых самолетов времен Второй мировой. Есть и Cessna AT-17 «Bobcat», использовавшийся для подготовки экипажей бомбардировщиков. Наряду с хорошо известным российским любителям авиации «Tiger Mot-ом» (хотя бы по модели «NOVO») есть и самолет, в российских электронных энциклопедиях почти не встречающийся. Речь идет о учебно-тренировочном биплане Curtiss J-2. В 1929 году фирма «Curtiss» по заказу авиации ВМС США спроектировала учебно-тренировочный самолет N2C-1 с 200-сильным двигателем Wright R-790-8. Коммерческая версия этой машины получила название «Fledgling». Самолет модификации J-2 был оснащен более мощным семицилиндровым двигателем Wright R-780 (240 л.с.) ив 1931 году был закуплен для Escola de Avia3BO Militar (Военная авиационная школа), где эксплуатировался до 1941 года.

Парой экспонатов представлена фирма «Fairchild». Тренировочный моноплан первоначального обучения 22-C7G был приобретен в 1931 году. Самолет был оснащен 145-сильным семицилиндровым двигателем Warner «Super Scarab», позволявшей легкой машине (пустой вес всего 688 кг) летать со скоростью до 217 км/ч на дальность до 780 км. Представленный самолет является действительно уникальным. Мало того, что машина с регистрационным номером PP-TDB эксплуатировалась после военной службы еще 40 лет (с 1948 по 1988 гг.), так на ней еще летал и самый юный пилот, официально имевший соответствующие документы, - 14-летний Хелиу Маринчек. Другой экспонат - самолет 24W-41 с двигателем «Super Scrab» мощностью 165 л.с. был разработан для службы в Авиакорпусе Армии США под обозначением UC-61 «Forwarder», но только два экземпляра из 163 построенных остались в США. Остальные были поставлены Великобритании по ленд-лизу и были известны как «Argus» Мк.1. В послевоенное время самолеты разошлись по миру, в том числе попали в Бразилию, где получили первоначальное имя.

MuBrzVVS020.jpg

Grumman G-44A "Widgeon"

MuBrzVVS021.jpg

Учебный биплан "Тайгер-Мот"

MuBrzVVS022.jpg

"Моран-Сольнье" MS. 760

Бразильцы покупали машины не только в англоязычных странах. В Германии, например, кроме упомянутого выше FW58 был приобретен учебно-тренировочный Bucker Bu-131 «Jungmann». Спроектированный главным конструктором компании Bucker Flugzeugbau GmbH шведом А. Андерсоном, «Jungmann» представлял собой биплан с деревянными крыльями, покрытыми полотняной обшивкой. Ви.131А производился как для гражданских летных школ, так и для Luftwaffe. Самолеты также экспортировались в Венгрию (100) и Румынию (150). Кроме того, 75 машин было построено по лицензии в Швейцарии, а в Японии построили 1037 лицензионных самолетов под обозначением Ки-86А. В 1933 году FAB приобрела 32 таких самолета, один из которых дожил до сегодняшнего дня. Поэксплуатировав импортную технику, бразильцы решили, что поскольку пионером авиации является их соотечественник, то уж учебно-тренировочные машины они могут строить и сами. В 1954 году в Рио-де-Жанейро инженер Хосе Каролос Баросс Нева основал компанию «Indastria Aeronoutica Neiva». Первоначально фирма занималась выпуском планеров, но в 1 956 году, переехав в Ботукату, перешла к «настоящему» авиастроению. За основу была взята конструкция компании «Empresa Aeron6utica Ypiranga», самолет САР-4 «Paulistinha», выпускавшийся в Бразилии в 30-е и 40-е годы и являвшийся нелеционзионной копией «Tailor Cab» (он же Piper J-3 «Cab»). Самолет под названием Neiva N-56B сохранил собственное имя «Paulistinha» и выпускался как в модификации учебного самолета, так и в качестве самолета связи и сельскохозяйственного самолета (для химизации полей). Один из сотен построенных аппаратов занял место в музее.

Реактивная учебно-тренировочная авиация представлена британским самолетом «Meteor»-TP, американским F-5B и французским Fouga CM 170 «Magister». «Маджистеров» было закуплено семь штук. Они составили основу пилотажной группы ВВС страны.

Оглавление