Автожир В-8М |
«Fairchild» 24W-41 |
Реактивный истребитель "Метеор" (куплены по бартеру - за 200 т хлопка каждый) |
Neiva N-56B «Paulistinha» |
По вполне понятным причинам в музее широко представлены вертолеты. Бразилия является одним из крупнейших эксплуатантов вертолетной техники. Например, Сан-Паулу занимает второе место в мире по вертолетному парку, летающему над городом (иначе в этом мегаполисе куда-либо попасть практически невозможно - на фоне забитых машинами улиц этого крупнейшего бразильского города даже Ленинградский проспект в час пик выглядит автобаном). Правда, особо примечательных экспонатов винтокрылой техники в музее FAB нет - все известные машины: Bell 206A «JetRanger», Fairchild-Hiller FH100, Bell 47G-2, Westland «Wasp» HAS Mk.l. Интерес может представить разве что автожир Bensen B-8M. Auto-Giro, как В-8М стал называться в Бразилии, можно было буксировать за автомобилем. А после небольших технологических операций В-8М мог ездить по дорогам как автомобиль со скоростью до 35 км/ч. Кстати, летные характеристики автожира были весьма неплохими: благодаря 72-сильному мотору В-8М мог достигать скорости 137 км/ч и подниматься на высоту 3810 м. Этот аппарат, который можно было собрать в домашних условиях, разрешалось использовать без пилотской лицензии. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, автожир активно применялся вооруженными силами.
Напоследок стоит упомянуть, что благодаря протяженной морской границе, а также реке Амазонке с многочисленными притоками, FAB приобрели значительное количество гидросамолетов-амфибий, представители которых заняли достойное место в коллекции. В ангаре имеется упомянутый выше «Widgeon», американский Grumman G-64 «Albatross» (он же SA-16B), а также известная у нас в стране «Catalina».
Пожалуй, единственное чего не хватает весьма богатому на экспонаты музею, так это рекламы и приличного магазина, в котором продавалась бы авиационная литература и модели бразильской авиатехники. То есть магазинчик-то есть, но ассортимент товаров в нем ограничивается откровенной сувенирной продукцией. Так что российскому посетителю, плохо владеющему португальским языком, приходится туго со сбором информации об авиации страны, давшей миру Сантос-Дюмона.