Оглавление

MossiY70052.jpg

Истребитель-бомбардировщик "Москито" FB.Mk.40 австралийской постройки

MossiY70053.jpg

"Москито" FB.Mk.26 канадской постройки, позже использовавшийся китайскими пилотами

«МОСКИТО»-ИСТРЕБИТЕЛИ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Несмотря на постоянное совершенствование базовой конструкции «Москито» вплоть до 1945 г., один из наиболее ранних вариантов истребителя (FB.Mk.VI) оказался наиболее эффективным. Вследствие этого «Москито» этой модификации, несущие бомбы и ракеты, в некотором количестве оставались на вооружении и после окончания войны в Европе, в частности в эскадрильях 2-й группы Британских оккупационных ВВС в Германии, и на Дальнем Востоке. В Европе на «Москито» FB.Mk.6 (тогда как раз изменили систему наименований с римских цифр на арабские) летали 4-я, 11-я, 107-я, 268-я и 305-я эскадрильи. Эти самолеты уступили свое место «Вампирам» в период между 1948 и 1950 г. На Дальнем Востоке FB.Mk.VI имели на вооружении 45-я, 47-я, 82-я, 84-я и 110-я эскадрильи в 1944-45 гг. Они были выведены из этого района к концу 1946 г., но к этому времени все, кроме первой из упомянутых частей, приняли участие в действиях против индонезийских повстанцев.

В Великобритании некоторое время после войны на истребителях-бомбардировщиках летала только 36-я эскадрилья Берегового командования (бывшая 248-я). Этот тип использовался в 1946 - 47 гг. в качестве морского штурмовика.

В виде ночного истребителя «Москито» сыграл после войны более важную роль. Ими были оснащены шесть эскадрилий истребительного командования до тех пор, пока не появились ночные варианты «Вампира» и «Метеора».

MossiY70054.jpg

Пара разведчиков PR.34 над Суэцким каналом

Силы ночной ПВО метрополии в первое послевоенное время складывались из 25-й, 29-й и 85-й эскадрилий в 11-й группе в Уэст-Малинге и 23-й, 141-й и 264-й в 12-й группе в Колтишелле. В дополнение к этому 151-я, 219-я и 307-я (польская) эскадрильи летали на «Москито» NF.Mk.30 год или более после «дня D» до того, как были расформированы. 39-я эскадрилья была единственной на Ближнем Востоке частью ночных истребителей после того, как она получила NF.Mk.36 в Зоне Суэцкого канала в 1950 г. Четыре эскадрильи вспомогательных ВВС также летали на NF.Mk.30 в послевоенный период их существования.

Развитие ночных истребителей «Москито» продолжалось и в завершающей стадии войны в Европе. NF.Mk.31 остался в проекте - это был NF.Mk.30 с моторами Паккард «Мерлин», а NF.Mk.36 действительно появился в мае 1945 г. в виде усовершенствованного NF.Mk.30 с моторами противовращения «Мерлин» 113 и «Мерлин» 114. До марта 1947 г всего было выпущено 163 NF.Mk.36, они были использованы для перевооружения с NF.Mk.30 шести эскадрилий 1 1-й группы, упомянутой ранее. Последней сдала свои «Москито» NF.Mk.36 23-я эскадрилья: это произошло в мае 1952 г.

Другой вариант ночного истребителя, NF.Mk.38, появился в 1947 г. с моторами типа 113/114 и английским радиолокатором Al Mk.XI вместо AI Мк.Х. на NF.Mk.38. Прототип NF.Mk.38, переделанный из NF.Mk.30, взлетел 18 ноября 1947 г. Завод «Де Хевилленд» в Честере выпустил их 110, последний был готов в ноябре 1950 г. Однако эта модификация никогда не эксплуатировалась в английских ВВС. Как будет указано позднее, 54 Мк.38 получила югославская авиация, а остальные пошли на слом.

Хотя «Москито» был задуман как бомбардировщик, свою «жизнь» он закончил как истребитель: и в производстве, и в ВВС. Например, FB.Mk.6 в зарубежных странах служил даже дольше, чем ночные истребители в Великобритании.

Оглавление