Оглавление

Радар, работавший в сантиметровом, а не в метровом диапазоне, обещал намного более высокие характеристики и мог быть более простым образом установлен на самолете. Излучающая и приемные антенны были сгруппированы вместе в виже сканирующей чашей в носу (так  в тексте, прим. ВВС) .

Начиная с января 1943 года около сотни вновь выпущенных «Москито» II были оборудованы локаторами Al Mk.VIII. Эти самолеты были обозначены «Москито» NF.Mk.XII. Практически без перерыва за этим последовало аналогичное оснащение еще сотни самолетов американским радаром SCR720 (обозначенным в Англии как Al Mk.X), которому был нужен больший по размеру бульбообразный обтекатель, чем для Al Mk.VIII. В Хэтфилде произвели экспериментальную установку SCR 720 на «Москито» в феврале 1943 года. Оборудованная таким образом машина стала именоваться «Москито» NF.Mk.XVII. Установка на ней и других вариантах истребителя сантиметрового радиолокатора привело к снятию пулеметного вооружения. Остались только четыре пушки в нижней части фюзеляжа.

Тем временем производство шло дальше. Хотя первоначально обещанные к концу 1941 года 50 «Москито» не были изготовлены полностью (собраны были 20, а еще 30 - только через два с половиной месяца), к концу 1942 года было поставлено более 450 машин. Для помощи заводу в Хэтфилде компания создала дублирующее предприятие в Левсдене, откуда первый «Москито» вылетел в январе 1942 года. Это был истребитель с двойным управлением. Предварительно он был обозначен F.Mk.lll, но это обозначение быстро было заменено на Т.Мк.III как у учебного самолета. Несколько первых истребителей, поставленных в части из Хэтфилда, тоже имели схожее двойное управление; в это число входил и один из опытных самолетов с турелью. Завод в Левсдене дал 230 из 589 выпущенных в общей сложности «Москито» II (включая переделанные в NF.Mk.XII и NF.Mk.XVII).

«Москито» модификаций II, XII и XVII оснащались как моторами «Мерлин» 21, дававшими 1280 л.с. на взлете и 1480 л.с. на высоте 3700 м, так и «Мерлин» 23, у которых мощность в 1390 л.с. поддерживалась от земли до 3700 м. Один Мк.II совершал экспериментальные полеты с радиаторами, выступающими вниз под мотогондолой (вместо изящной конструкции в передней кромке корневой части крыла у серийных машин). Первоначальные планы выпустить ночной истребитель с моторами «Мерлин» 61 (с двухступенчатым наддувом) как NF.Mk.X были аннулированы.

MossiY70036.jpg

"Москито" NF.Mk.XVII

«Москито» NF.XII с сантиметровым радаром Al Mk.VIII поступил на вооружение 85-й эскадрильи в феврале 1943 года. Его боевым дебютом руководил командир крыла Дж. Каннингхэм по прозвищу «Острый глаз». Бывший резким критиком характеристик и надежности NF.Mk.ll с ранним локатором Al Mk.V, Каннингхэм объявил NF.Mk.XII весьма удовлетворительным, причем возможности радиолокатора Al Mk.VIII в достаточной мере скомпенсировали снятие четырех пулеметов. Два «Москито» из этой эскадрильи одержали первые победы в ночь с 14 на 15 апреля 1943 года. Впоследствии эта часть приняла участие в борьбе с новой тактикой люфтваффе, которые начали использовать истребители-бомбардировщики Фокке-Вульф FW 190A-4 и FW 190A-5, несшие по одной 250-кг бомбе под фюзеляжем и подвесные баки под крылом. Эти истребители-бомбардировщики наносили молниеносные удары по Лондону и другим целям в Южной Англии.

Вместе со 157-й, 151-й и только что перевооруженной 256-й эскадрильями, 85-я эскадрилья достигла значительных успехов в борьбе с этими пиратами в мае и июне, а затем в июле сбила над Великобританией первый Мессершмитт Me 410. В октябре был сбит первый Юнкере Ju 188. К июню 1943 года, когда в Великобритании базировались уже 11 эскадрилий истребителей «Москито», девять из них выполняли оборонительные задачи, а две остальных совершали ночные рейды над вражеской территорией, но и их при необходимости можно было присоединить к первым. Эскадрильи были вооружены самолетами моделей NF.Mk.ll и NF.Mk.XII, а NF.Mk.XVII поступил на вооружение 85-й и 25-й эскадрилий к концу 1943 года.

Пока с помощью этих и более поздних усовершенствованных моделей ночных истребителей «Москито» была обеспечена в основном защита Англии от ночных налетов до конца войны, для «Москито» разрабатывались новые способы применения.

В июле 1942 года 23-я эскадрилья, ранее действовавшая на самолетах Дуглас «Бостон» и проводившая налеты с малой высоты на избранные цели в оккупированной Европе, была перевооружена на «Москито» и начала новый этап своей боевой работы. Первоначально эскадрилья была вооружена специально модифицированными «Москито» Мк.II со снятыми радиолокаторами. Она использовала авиационные пушки и пулеметы для атак аэродромов, дорог и сосредоточений войск. Первая такая штурмовая операция была проведена 6 июля 1942 года. В начале 1943 года аналогичные задачи были поставлены перед 605-й и 418-й канадскими эскадрильями. Несколько эскадрилий ночных истребителей «Москито», базировавшихся в Великобритании, в последних месяцах 1942 года получили модернизированные Мк.II со снятыми радарами, с установленной навигационной системой «Джи» и увеличенным запасом 20-мм снарядов. Они участвовали в дневных налетах по программе операции «Рейнджер». В декабре 1942 года «Москито» получила 264-я эскадрилья, патрулировавшая в Бискайском заливе и прикрывавшая бомбардировщики Берегового командования от нападения немецких истребителей с береговых баз. В начале 1943 года она увеличила свою активность и приняла участие в дневных и ночных ударах по вражеским судам и береговым сооружениям.

К этому времени «Москито» начали применяться и за пределами метрополии. В декабре 1942 года на Мальту отправилась со своими модифицированными «Москито» Мк.II 23-я эскадрилья. Она днем и ночью действовала над Сицилией. Этой части пришлось долго прослужить на Ближнем Востоке, меняя модификации «Москито». В июле 1943 года к ней присоединилась 256-я эскадрилья на «Москито» NF.Mk.XII и они вместе вели поддержку высадки союзников на Сицилии. Два Мк.II, врученные в начале 1943 года 60-й южноафриканской эскадрилье, были на месте переоборудованы под установку двух фотоаппаратов. Аналогично использовала Мк.II для фоторазведки 683-я эскадрилья на Мальте в 1943 году, также как и 33-я (норвежская) эскадрилья Берегового командования, базировавшаяся в Великобритании. Последняя летала на разведывательные задания из Шотландии через Северное море.

Оглавление