«МОСКИТО»-ИСТРЕБИТЕЛИ
До 1939 года, начала Второй мировой войны, компания «Де Хевилленд» не входила в число основных производителей военных самолетов, хотя ее создал один из самых известных деятелей британской авиационной промышленности. Капитан (позднее сэр) Джефри де Хевилленд во время Первой мировой войны сконструировал ряд боевых самолетов, включая достаточно удачные D.H.4 и D.H.9.Однако после войны деятельность фирмы была направлена на разработку легкомоторных самолетов и гражданских лайнеров. Следствием специализации компании в этой области явился значительно большой опыт работы с деревянными конструкциями, нежели с металлическими. Не только знаменитое семейство учебных самолетов «Мот» (мотыльков) имело деревянную конструкцию, но и классические пассажирские «Драгон», «Драгон Рапид» и D.H.86. Позднее усовершенствованные деревянные конструкции, созданные для гоночного D.H.88 «Комет» образца 1934 года, были применены даже на четырехмоторном лайнере D.H.91 «Альбатрос».
Опыт «Де Хевилленд» в создании деревянных конструкций, упор на важность достижения аэродинамической чистоты для получения высоких скоростных характеристик, многолетнее предпочтение рядных двигателей и отсутствие чего-либо общего с любым другим проектом военного самолета - все это вместе взятое стало базой для создания компанией одного из самых примечательных боевых самолетов, применявшихся во второй мировой войне — легендарного «Москито».
То, как появилась идея создания невооруженного скоростного бомбардировщика, и как она пробивала себе путь в борьбе с отрицательным отношением официальных кругов, было подробно описано в предыдущем номере журнала. Достаточно вспомнить, как в последних месяцах 1939 года, когда Министерство авиации уже склонялось в сторону выдачи заказов на прототипы бомбардировщика, фирме «Де Хевилленд» пришлось отбить несколько попыток заставить установить на самолет пулеметную турель.
С другой стороны, по мнению Дж. Де Хевилленда, самолет мог нести наступательное стрелковое вооружение вместо бомб. При этом самолет мог стать дальним истребителем сопровождения с большими потенциальными возможностями. Его скорость и дальность также позволяли использовать его как самолет-фоторазведичк. К ноябрю 1938 года уже существовали проекты D.H.98 в виде бомбардировщика, истребителя и разведчика. С этих позиций конструкторы «Де Хевилленд» предусмотрели в проекте необходимое пространство для установки четырех 20-мм пушек под полом кабины в передней части фюзеляжа.
Когда 1 марта 1940 года документы подтвердили решение строить параллельно опытные и серийные самолеты, фактически был дан заказ на 50 D.H.98, но все они как один строились в соответствии с заданием В.1/40 как бомбардировщики-разведчики. В июле 1940 года было одобрено решение внести в эту партию прототип истребителя. Для этого было подготовлено задание F.18/40, определяющее роль «Москито» как ночного истребителя для обороны метрополии и рейдерства. Был также проявлен интерес к дальнему истребителю для сопровождения конвоев, который помог бы в защите жизненно важных для Великобритании судоходных линий от пиратствующих над Атлантикой Фокке-Вульфов Fw 200 «Кондор». В обоих случаях предлагалось установить вооружение из четырех 20-мм пушек в нижней части фюзеляжа и четырех 7,7-мм пулеметов «Браунинг» в носу. Пока в Солсбери-Холл шла работа над прототипом истребителя (W4052, третий самолет первой партии), проводилось изучение возможности создания истребителя и с турельной установкой.
Пулеметная турель на фюзеляже "Москито" |
Воздушный тормоз, установленный на фюзеляже |