Аркадий Никифорович Екатов | Анатолий Григорьевич Врунов | Михаил Несторович Якушин |
При создании скоростного истребителя И-200 был применён совершенно иной подход к проектированию и постройке нового самолёта. Хронологически он являлся одним из последних истребителей нового поколения, призванных совершить радикальные перемены в советской авиации. В то время, когда И-26 А.С. Яковлева, И-28 В.П. Яценко и И-180 Н.Н. Поликарпова уже летали, а И-301 С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова был близок к завершению, основы для создания И-200 только закладывались. Коллективу ОКО под руководством А.И. Микояна и М.И. Гуревича требовалось сократить разрыв во времени и в кратчайшие сроки выпустить на испытания опытный экземпляр машины.
К постройке опытных образцов истребителя И-200 привлекли не только коллективы ОКО и опытного цеха №28, но и специалистов серийного производства завода №1, так как одновременно с проектированием самолёта развернулась подготовка к запуску его в серию. За основу взяли плазово-шаблонный метод, что дало возможность вдвое уменьшить количество чертёжно-копировальных работ. Кроме этого проектирование, составление технологии, изготовление шаблонов и приспособлений производилось параллельно. Одновременно работали конструкторы, расчётчики, технологи, производственники, сообща они решали сложные технические вопросы, обсуждали как лучше и быстрее выполнить поставленную задачу.
Первый этап, в который входило проектирование, постройка и утверждение макета, выполнение продувок и аэродинамических исследований моделей, изготовление рабочих чертежей, плазов, шаблонов и передача их в опытное производство завершили 10 февраля 1940 г. На этом этапе удалось сэкономить почти месяц. Это было достигнуто благодаря тому, что с определенного момента работы по окончательной компоновке машины велись непосредственно в цехе №28. Конструкторы ОКО не ограничивались тем, что только передавали чертежи в производство, а работали совместно с цеховыми бригадами. Такое сочетание труда позволило существенно сократить цикл первого этапа при высоком качестве конструктивных разработок.
Работа скоростными методами проектирования полностью себя оправдала. Новый подход к созданию боевой машины позволил быстро наладить проектирование и постройку опытных экземпляров И-200 с минимальными доделками в производстве. В итоге затраты времени удалось сократить в четыре раза. Совместная работа конструкторского коллектива ОКО с серийным производством завода №1 по изготовлению опытных образцов самолёта И-200 с одновременной подготовкой машины к серийному выпуску была одобрена 25 февраля 1940 г. на заседании Коллегии НКАП, рассмотревшем ход проектирования и постройки нового истребителя.
Вместе с этим в конце февраля 1940 г. со стороны ВВС КА был усилен контроль опытного самолётостроения. До этого приказом ВВС от 25 мая 1938 г. наблюдение и контроль над опытным строительством, планированием и выполнением планов научно-исследовательских работ возложили на НИИ ВВС КА. В соответствии с этим приказом по приказанию начальника Управления МТС от 23 июня все дела и личный состав военных представительств по опытным объектам передали в НИИ ВВС КА.
Но, по мнению военных представительств на серийных заводах, данное мероприятие лишь ослабило указанную работу. В связи с этим на основании приказания заместителя начальника ГУАС КА дивинженера А.К. Репина приказанием по 1-му Управлению ГУАС КА от 28 февраля 1940 г. за опытными объектами закреплялся инженерный состав военных представительств с целью обеспечения непрерывного контроля опытного строительства на серийных заводах. Старшим военпредам, начиная с марта, запрещалось загружать выделенных специалистов другими работами, кроме опытных. В соответствии с полученными указаниями в военном представительстве завода №1 была создана опытная группа, которую возглавил заместитель старшего военпреда по опытным работам военинженер 2-го ранга А.Н. Нахманович.