Оглавление

Представители ВВС Великобритании прибыли в Джиойя 20 марта с целью оценки состоянии инфраструктуры базы. Первые десять «Торнадо» GR4 из эскадрильи IХ(В) (штатное место дислокации авиабаза Мэрхэм) ВВС Великобритании приземлились в Джиойя 21 марта (некоторые самолеты имели маркировку эскадрильи II(АС), хотя эксплуатировались экипажами эскадрильи IХ(В)). 27 марта прибыло четыре «Торнадо» GR4 эскадрильи XI(F) с авиабазы Конингсби (самолеты также несли маркировку нескольких эскадрилий, но все экипажи — из XI(F)). Всего в Джиойя-дель-Колли перебросили 12 «Торнадо» GR.4 — все боеспособные машины данного типа, имевшиеся в распоряжении командования британских ВВС.

Определенные сложности вызвало обеспечение действий британской авиации с итальянской базы. В конце марта на авиабазе Нанси ВВС Франции планировалось проведение совместных англо-французских учений «Южный Мистраль» (Southern Mistral) с привлечением «Торнадо» из Конингсби. Летную фазу учений отменили из-за осложнения обстановки в Ливии, но инженерно-технический состав 85-го экспедиционного авиакрыла британских ВВС и техника были переброшены в Германию на авиабазу Брюгген для выполнения другой задачи. Потребовалось двое суток для возвращения автоколонны с людьми и имуществом из Брюггена в Нанси. Из Нанси в сопровождении военной полиции автоколонна проследовала через Швейцарию в Италию. Путь по Италии занял времени больше, чем ожидалось. Окончательно операцию по переброске людей и наземной техники в Джиойя-дель-Колли удалось завершить только в первых числах мая. Часть техников и оборудования доставили из Великобритании транспортными самолетами. Интересный момент: местное население с глубоким удовлетворением восприняло «пришельцев» из Туманного Альбиона. Британские летчики и техники разместились в местных отелях — туристический сезон для жителей региона начался на пару месяцев раньше...

На начальном этапе операции «Эллэми» работали только «Торнадо» GR4, используя, главным образом, КАБ «Пэйвуэй IV». Помимо «Сентри» AEW1, экипажи «Торнадо» получали информацию от самолетов Е-8С J-STARS ВВС США. «Торнадо» выполняли боевые вылеты парами и звеньями. Каждой группе «нарезался» прямоугольный участок местности (kill box), над которым «дежурили» самолеты. Атаки наземных целей выполнялись «по вызову» после поступления команды с самолета ДРЛОиУ или при обнаружении целей самостоятельно.

Первыми самолетами с авиабазы Джиойя-дель-Колли в бой пошла пара «Торнадо» GR.4 с задачей свободной охоты за наземными целями в районе Аджедабия, где было обнаружено скопление ливийской бронетехники. Экипажи «Торнадо» в отведенном районе обнаружили четыре танка (скорее всего Т-55), пушки которых были развернуты в направлении позиций повстанцев. Ведущий пары «Торнадо» идентифицировал танки как вражеские, после чего атаковал. В первой атаке ведущий командир эскадрильи 1Х(В) уинг-коммендер Энди Тарк поразил один танк прямым попаданием УР «Бримстоун» (первый случай боевого применения УР «Бримстоун»). Во второй атаке по одному танку уничтожили экипажи ведущего и ведомого самолетов. По британским данным за двое последующих суток экипажами «Торнадо» в окрестностях городов Агедабайя и Мисурата было уничтожено 22 единицы бронетехники. Поиск ливийской бронетехники выполнял экипаж самолета «Сентинэл» R1, оснащенного РЛС с синтезированной апертурой, из эскадрильи V(AC) британских ВВС. Самолет действовал с авиабазы Акротири на Кипре. Информация передавалась в масштабе времени, близком к реальному, на самолет ДРЛОиУ «Сентри» AEW1.

7 апреля КАБ «Пэйуэй IV», сброшенной с «Торнадо», был уничтожен ЗРК С-200 в районе Сирта.

Помимо «Торнадо», в Джиойя-дель-Колли перебросили 14 самолетов «Тайфун» и 18 летчиков. Ранее эти пилоты и истребители несли боевое дежурство на авиабазе Конингсби. Боевое дежурство на юге Англии из-за начала военной кампании в Ливии пришлось свернуть — охранять воздушное пространство метрополии остались лишь перехватчики с базы Льючерз (Северные силы быстрого реагирования, Northern QRA). Первый боевой вылет на патрулирование запретной для полетов зоны над Ливией «Тайфуны» выполнили менее чем через сутки после посадки на итальянском аэродроме. 4 апреля количество «Тайфунов» в Джиойя уменьшили до восьми, остальные вернулись в Конингсби, где приступили к несению боевого дежурства в урезанном наполовину составе.

Libia11072.jpg

Истребитель «Тайфун» ВВС Великобритании подготовлен к боевому вылету. Авиабаза Джиойя-дель-Колли, 21 марта 2011 г.

Libia11073.jpg

Самолеты «Торнадо» и «Тайфун» британских ВВС на авиабазе Джиойя-дель-Колли

Оглавление