Центр управления полетами авианосца «Шарль де Голль»
Международный консультант по вопросам обороны Робин Лэйрд получил возможность оценить действия авиации ВВС и ВМС Франции непосредственно из первых рук: он специально прибыл в Париж для встреч с высшими руководителями вооруженных сил Франции и обсудил с ними кампанию в Ливии. Выводы, которые французские военные сделали из кампании в Ливии, наряду со своим мнением, Лэйрд изложил в статье, опубликованной на сайте AolDefense:
— Основой военного планирования являлся политический процесс. Президент Франции ясно дал понять о необходимости военной операции, он постоянно консультировался с премьер-министром Великобритании... Времени на планирование военной операции почти не было, в результате... «мы форсировали действия авиации с минимальной предполетной подготовкой или вообще без предварительного планирования полетов». Привлеченные к операции на ее начальном этапе силы и средства находились в разных местах, потребовалось время для их концентрации на оперативных авиабазах.
— Ключевым аспектом действий французской авиации стало использование практически всех родов авиации: ДРЛОиУ, заправщиков, истребителей «Мираж», «Рафаль», вертолетов разного типа.
— Стратегическое значение имело использование нескольких авиабаз. На начальном этапе операции авиация действовала с баз на территории Франции. Затем полеты стали выполнять с авиабаз на о. Корсика (Соленцара) и в Италии (Сигонелла). В море находились «плавучие аэродромы» — авианосец «Шарль де Голь» и универсальный десантный корабль типа «Мистраль», на кораблях, поимо обеспечения работы авиации, выполнялись анализ разведданных и планирование боевых действий.
— Впервые союзник Франции, ОАЭ, использовал англо-французские крылатые ракеты «Блэк Шахин» (вариант ракеты «Сторм Шэдоу») с истребителей «Мираж» 2000.
— Действия вертолетов с УДК типа «Мистраль» оцениваются очень высоко. Боевые вертолеты «Тигр» впервые действовали с корабля и в темное время суток. Действия вертолетов были скоординированы с обстрелом побережья артиллерией фрегата ВМС Франции. Артиллерийские обстрелы обеспечивали безопасность взлетов и посадок вертолетов на УДК, который находился вблизи берега.
— Система управления боевыми действиями УДК типа «Мистраль» позволила ВВС и авиации ВМС Франции действовать по единому плану и обмениваться информацией. В результате удалось добиться взаимодействия между видами войск, практически сопоставимого с уровнем взаимодействия между ВВС, ВМС и КМП США, демонстрируемого в XXI веке.
Боевые действия ВВС Великобритании против Ливии получили наименование операция «Эллами» (Operation Ellamy).
Для действий против Ливии было сформировано 906-е экспедиционное авиакрыло (командир гроуп-кэптэн Мартин Сэмсон) со штабом на авиабазе Конингсби. Штаб авиакрыла управлял действиями авиации с авиабаз Акротири (E-3D «Сентри» AEW-1, «Нимрод» R1 и «Сентинэл R1), Трапани (самолеты-заправщики), а позже — и самолетами с базы Джиойя-дель-Колли («Торнадо» и «Тайфун»).
В ночь на 20 марта шесть «Торнадо» GR.4 выполнили с авиабазы Мэрхэм первый боевой вылет продолжительностью 8 ч. Впервые после 1945 г. самолеты ВВС Великобритании выполняли боевое задание с британского аэродрома. Четыре «Торнадо» несли по две планирующих бомбы с ракетным двигателем «Сторм Шедоу» (Storm Shadow, фактически — крылатая ракета), все боеприпасы поразили намеченные объекты. На маршруте самолеты дозаправлялись танкерами VC.10 из 101-й и «Тристар» из 216-й эскадрилий британских ВВС, дислоцированных на авиабазе Бриз-Нортон. Аналогичный боевой вылет планировался на следующую ночь, но был отменен за 20 мин до взлета первого самолета: появилась информация о присутствии на объектах удара гражданских лиц.
Из-за большого удаления авиабазы Мэрхэм от театра военных действий было принято решение о переброске самолетов британских ВВС в Италию на авиабазу Джиойя-дель-Колли. Все-таки еще один боевой вылет, самый длительный за кампанию, «Торнадо» из Мархэма выполнили — 28 марта, причем удар был скоординирован с действиями двух В-1В ВВС США.
В Джиойя-дель-Колли постоянно базируется вооруженная «Тайфунами» 36-я Stormo ВВС Италии. В 1993—1996 гг. британские «Торнадо» уже работали с этой базы в рамках операции «Дени Флайт» (Deny Flight) — контроль запретной для пролетов зоны над Боснией и Герцеговиной. В 1995 г. в Джиойя перебросили девять «Ягуаров» и несколько «Харриеров» GR.7 ВВС Великобритании, которые выполняли боевые вылеты над территорией бывшей Югославии; «Ягуары» и «Харриеры» базировались в Джиойя-дель-Колли до 1998 г. В боевых действиях против Сербии в 1999 г. с авиабазы Джиойя-дель-Колли действовали британские «Харриеры» и «Канберры». Таким образом, данная авиабаза ВВС Италии хорошо знакома англичанам.
«Торнадо» GR.4 взлетает с авиабазы Мархзм. Вечер 19 марта 2011 г.