Оглавление

Libia11061.jpg

Истребитель-бомбардировщик «Рафаль» над Средиземным морем. 30 марта 2011 г.

В налете 23 марта приняли участие два «Рафаля» эскадрильи ЕС 1/91 (взлет и посадка выполнялись на аэродроме постоянного базирования Сен-Дизье), два «Миража» 2000D (авиабаза Нанси), два «Рафаля М» (авианосец «Шарль де Голль»). Самолеты «Рафаль» несли по две «Скальп EG», «Мираж» 2000 — по одной.

24 марта истребители «Рафаль» уничтожили самолет G-2 «Галеб» ВВС Ливии на авиабазе Мисурата. «Галеб» был обнаружен в воздухе с самолета ДРЛОиУ E-3F ВВС Франции. Немедленно для удара по авиабазе боеприпасами AASM были вызваны истребители «Рафаль». «Галеб» был поражен КАБ уже после приземления, но поначалу представители Франции говорили о ливийском самолете как о победе в воздушном бою!

Французские летчики отметили активность ливийской ПВО в впервые дни конфликта. Активность заключалась, прежде всего, в зенитно-артиллерийском огне и кратковременной фиксации излучения РЛС зенитно-ракетных комплексов С-75, С-125 и С-200, однако пуски зенитных ракет выполнялись без подсветки воздушных целей РЛС зенитно-ракетных комплексов. Использование AASM для борьбы в ПВО объясняется необходимостью: специализированные противорадиолокационные УР AS37 «Мартель» сняли с вооружения ВВС Франции еще в 1998 г.

«Рафали» эскадрильи ЕС 1/7 «Прованс» выполняли боевые вылеты с контейнерами «Дамоклес МР», такие же контейнеры с аппаратурой целеуказания несли палубные истребители-бомбардировщики «Супер Этандар» и истребители «Рафаль М». Формально летчики ЕС 1/7 не получили допуска к эксплуатации таких контейнеров — завершение подготовки к их применению планировалось на конец мая 2011 г., но ситуация заставила изменить планы и отбросить формальности. Использование контейнеров «Дамоклис» позволяло летчикам «Рафалей» поражать наземные цели КАБ GBU-12 и AASM автономно, без использования другого самолета-целеуказателя, хотя информации о таких полетах обнаружить не удалось.

Следует особо отметить привлечение к операции «Харматтан» эскадрильи ЕС 1/91, личный состав которой тренируется, прежде всего, в нанесении ударов тактическими ядерными боеприпасами. На вооружении эскадрильи состоят только двухместные «Рафали». В отдельных случаях выполнялись боевые вылеты пар в составе одноместного и двухместного «Рафалей»; в этом случае одноместная машина несла контейнер «Дамоклес» и КАБ GBU-12, двухместная — AASM.

Типовым вариантом боевой нагрузки самолета «Рафаль» для нанесения удара по наземным целям при действиях с Корсики являлись четыре КАБ с лазерным наведением (обычно GBU-12), два подкрыльевых топливных бака и четыре УР «воздух—воздух» MICA. Боевая нагрузка истребителей «Мираж» 2000D включала две УР «воздух-воздух» Magic II, контейнер PDLCT/S с лазерной аппаратурой целеуказания или (очень редко) контейнером Atlis II и две КАБ GBU-12 или GBU-24.

В первые часы операции три «Миража» F.1CR, оснащенных контейнерами ASTAC, выполнили боевые вылеты на радиотехническую разведку. Эти же самолеты, но уже с контейнерами PRESTO практически на постоянной основе выполняли полеты на тактическую фоторазведку. В контейнерах PRESTO установлены пленочные фотоаппараты, поэтому на авиабазе Соленцара пришлось развернуть лабораторию по проявке пленки и печати фотографий. Оснащенные контейнерами Reco NG (Pod de Reconnaissance de Nouvelle Generation) «Рафали» выполняли разведывательные полеты, главным образом, с аэродрома постоянной дислокации Сен-Дизье. Контейнеры Reco NG поступили на вооружение в 2010 г. Аппаратура контейнера позволяет вести видовую разведку в двух диапазонах — оптическом и инфракрасном, передавать информацию в реальном масштабе времени. Информация от аппаратуры контейнера Reco NG передавалась через спутники связи «Гелиос» в расположенный в Крейле, севернее Парижа, Национальный разведцентр (Centre National de Ciblage).

20 апреля два «Миража» F.1CR с разведывательными контейнерами выполнили посадку в международном аэропорту Мальты Луга из-за невозможности выполнить дозаправку в воздухе по причине технической неисправности на одном из «Миражей». После дозаправки в аэропорту разведчики вернулись на Корсику. Случай для французов первый, но — не последний. Пара разведчиков F. 1CR вновь выполнила посадку на Мальте из-за нехватки топлива 2 мая. 21 мая в Луге из-за нехватки топлива выполнил посадку «Супер Этандар» авиации ВМС Франции, 22 мая пара «Миражей» F.1CR с почти сухими баками приземлилась на северо-западе Сардинии в аэропорту Ольбия-Коста-Смеральда. 28 и 31 мая аэропорт Луга по причине выработки топлива «посетили» «Миражи» 2000. В ночь на 1 июля посадку в луге выполнили два «Рафаля» ВВС Франции — у одного из самолетов был отказ. Ранее, 8 июня, «Рафаль М» с УР MICA и контейнером NG на внешней подвеске выполнил проход с имитацией посадки над ВПП аэропорта Луга, затем самолет ушел на авианосец; сей «маневр» поставил в тупик многих споттеров и блоггеров. Впрочем, французы в своих проблемах не были одиноки — 3 июня на Мальте приземлился один F-16 ВВС Дании, а 29 июля другой. В июле на Мальте дважды выполняли посадки британские «Торнадо», один раз из-за нехватки топлива, второй раз — по причине отказа гидросистемы. В начале июня на Мальте выполнили вынужденную посадку два F-16CJ из 77-й эскадрильи 20-го истребительного авиакрыла ВВС США.

Libia11062.jpg

Разведчики «Мираж» F.1CR выруливают на старт. Авиабаза Соленцара

Оглавление