Макет вертолета Ми-34С1 на стенде ОАО «Вертолеты России»
В ходе визита в Омск в конце 2009 г. вице-премьер Сергей Иванов пообещал, что когда холдинг «Вертолеты России» выпустит новый Ми-34, первые экземпляры вместе с тренажерами сразу же поступят в Омское летное училище.
Несмотря на столь пристальное внимание к легким вертолетам, «Вертолеты России» продолжат и развитие вертолетов семейства Ми-8. Модернизированный вертолет пока имеет рабочее название Ми-171М. Утверждено техническое задание, 30 июня планируется провести макетную комиссию и утвердить эскизный проект. Ми-171М будет оснащен «стеклянной кабиной» и двигателями ВК-2500. Серийное производство будет вести Улан-Удэнский авиационный завод.
«Есть три варианта вертолета со «стеклянной кабиной», которые поставляются на экспорт», - сказал А. Шибитов. Один из них с бортовым комплексом ИБКВ-17 компании «Транзас» демонстрировался на МАКС-2009. В этом году «Вертолеты России» представили в Индии первый опытный модернизированный вертолет Ми-17В5 с новым БРЭО и цифровым автопилотом. Первая партия из четырех таких вертолетов согласно графику должна быть поставлена в Индию в сентябре 2010 г.
Слева от стенда «Вертолеты России» располагалась внушительная экспозиция корпорации «Ивченко-Прогресс», на которой был представлен весь спектр вертолетных двигателей предприятия, в том числе и ряд новых работ.
«Мотор Сич» осваивает производство двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В, способного повысить летные характеристики вертолетов Ми-8, Ми-24, Ка-52 и Ми-28Н. Изюминка мотора в том, что он сохраняет максимальную мощность в условиях, при которых все существующие двигатели ее теряют. 19 мая в г. Конотопе на ГП «Авиакон» состоялись летные испытания вертолета Ми-8МТВ с двигателем ТВЗ-117ВМА-СБМ1 В. В ходе испытаний вертолет поднялся на высоту 8100 м за 13 мин, установив тем самым мировой рекорд. Максимальная мощность 2000 л.с. поддерживалась в течение 30 мин. Ранее вертолет Ми-24 с двигателями ТВЗ-1 17ВМА-СБМ1В также показал рекордную скороподъемность — на высоту 5000 м он поднялся за 9 мин.
Международный сертификат типа СТ267-АМД на двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В был вручен председателю Совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеславу Богуслаеву в сентябре 2007 г. Государственные стендовые испытания двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В успешно завершились в 2009 г., что позволило принять его на вооружение МО Украины. Благодаря замене двигателей ТВЗ-1 17В на ТВЗ-117ВМА-СБМ1В ВВС Украины рассчитывают экономить на техническом обслуживании машин за счет увеличения ресурса силовых установок Ми-24.
ТВЗ-117ВМА-СБМ1В создан на базе турбовинтового двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1 для регионального самолета Ан-140. В силовой установке используется ряд новых компонентов с увеличенным ресурсом. Новые двигатели могут быть установлены без дополнительной доработки вертолетов — системы автоматического управления двигателей могут функционировать совместно с имеющимися бортовыми системами вертолета. По мнению специалистов «Мотор Сич» ТВЗ-117ВМА-СБМ1В обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с двигателями ТВЗ-117 и ВК-2500, особенно в условиях высокогорья и высоких температур, а также имеет существенно более высокий ресурс. Сейчас ведется работа по установке ресурсов до первого капитального ремонта - 4000 ч/циклов и назначенного ресурса - 12000 ч/циклов.
В настоящее время ОАО «Мотор Сич» проводит работы по созданию модификации ТВЗ-117ВМА-СБМ1В серии 1 с системой автоматического управления и контроля типа FADEC.
Компания «Мотор Сич» также продемонстрировала двигатель МС-500, который может устанавливаться на вертолеты «Ансат», а также турбовальный двигатель МС-14ВК, который является вертолетной модификацией турбовинтового двигателя МС-14. Этот мотор украинские моторостроители предлагают в качестве альтернативы французского двигателя Ardiden 3G на вертолете Ка-62 и РД-600В на вертолете Ка-60.
МС-14ВК имеет взлетную мощность 1680 л.с. (1300 л.с. у РД-600В и 1680 л.с. у Ardiden 3G), которая на чрезвычайном режиме может быть увеличена до 1800-1900 л.с. «Мотор Сич» изготовила опытные образцы двигателя, провела ряд испытаний, но заказов на него пока нет.
По мнению В. Богуслаева сотрудничество с российскими предприятиями сегодня ограничено запутанной структурой управления и не до конца ясной процедурой подчинения российских предприятий. Тем не менее, отвечая на вопрос относительно применения украинских двигателей на российских вертолетах, Андрей Шибитов ответил, что «Вертолеты России» будут рассматривать эти двигатели наряду с французскими и американскими моторами и выберут «оптимальный вариант».
Экспозиция ОДК в части вертолетных двигателей выглядела гораздо скромнее. Корпорация представила глубокую модернизацию двигателя ТВЗ-117 - ВК-2500, который демонстрировался вместе с транспортным контейнером. Сертификация двигателя ожидается в 2013 г., серийное производство будет вести Уфимское моторостроительное производственное объединение.