Оглавление

GenRuVVS008.jpg

Шишкевич М.И.

Военное ведомство внимательно следило за новыми типами иностранных самолетов, и когда в 1912 г. во Франции появился скоростной моноплан «Ньюпор», в апреле в докладе Н.Ф. Александрова помощнику военного министра А.А. Поливанову о заказах «Ньюпоров» для вновь формируемых авиаотрядов отмечалось, что «общая потребность... составляла 160 аэропланов».

4 октября 1911 г. в Думу внесли законопроект об организации авиационной службы в армии. Его принятие обеспечило бы целевое финансирование развития авиации. Отвечая на запрос Думы, начальник Воздухоплавательного отдела ГИУ полковник В.А. Семковский 4 ноября 1911 г. доложил, что «...к концу 1912 года в авиационных отрядах будет 108 аэропланов с необходимым числом летчиков для них».

На самом деле формирование авиаотрядов шло не так быстро, как ГИУ информировало Думу. Низкие темпы формирования авиачастей обусловливались как нехваткой самолетов, так и нежеланием части офицеров-летчиков служить в авиации. Многие по окончании летной школы возвращались к местам прежней службы, так как не видели перспектив для служебного роста в авиаотрядах, находившихся в ведении ГИУ.

В этих условиях в военном ведомстве созрело решение о передаче авиационного дела из ГИУ в Главное управление Генерального штаба (ГУ ГШ). Военный министр докладывал Николаю II: «В настоящее время ведение вопросами снабжения войск воздухоплавательными аппаратами и руководства обучением военных летчиков и специальной подготовкой воздухоплавательных войск сосредоточено в Главном инженерном управлении. Такая постановка этого вопроса является, по-видимому, не соответственной, так как вследствие специальности органов инженерного ведомства, на первое место выдвигается техническая сторона военного воздухоплавания. Между тем конечной целью его является служение войскам, облегчение их боевых действий путем придания им наиболее совершенных ныне средств разведки и связи...»

Таким образом, Военное министерство взяло курс на создание Военного воздушного флота, отвечающего условиям боевого применения, однако «техническая сторона военного воздухоплавания», о которой упомянул Военный министр в своем докладе, оборачивалась непредвиденными трудностями, с которыми ни ГИУ, ни ГУ ГШ справиться были не в состоянии из-за глубинных причин, коренящихся в технической отсталости России. Сложной проблемой оказалось налаживание заготовительно-снабженческих отношений между военным ведомством и зарождающейся авиапромышленностью. Тем не менее, Воздухоплавательный отдел ГИУ сумел провести через Думу «Закон об организации в России авиационной службы и ее финансировании», и через Военный Совет решить ряд вопросов по организации снабжения формируемых авиаотрядов авиационным имуществом - как от отечественных предприятий, так и по импорту.

30 июля (12 августа н.с.) 1912 г. появился приказ № 397, по которому «в целях изменения направления развития авиационной службы» все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение вновь образованной Воздухоплавательной части ГУ ГШ, и уже спустя 10 дней Начальник ГИУ направил Помощнику Военного министра «Общий план организации авиационной службы в армии». Он предусматривал создание авиаотрядов четырех категорий: армейских, корпусных, крепостных и особого назначения.

Начальником Воздухоплавательной части ГУ ГШ стал квартирмейстер (начальник штаба) Московского Военного округа, 50-летний генерал-майор Михаил Иванович Шишкевич, личность ныне практически забытая. Наблюдая за развитием авиации в Москве, он сам «заболел небом», в осенних военных маневрах МВО 1911 г. сам летал наблюдателем и выразил мнение, что «аэроплан без наблюдателя не может считаться действительным средством разведки». Позже он говорил, что на маневрах «воздушная разведка оказала [военным] начальникам громадные услуги».

Вся деятельность на посту начальника Воздухоплавательной части ГУ ГШ в значительной степени способствовала созданию военной авиации России. Достаточно сказать, что уже в конце 1912 г. заводу "Дукс" заказали «...24 боевых блиндированных аппаратов Фармана. Из этого числа 18 аэропланов - со 100-сильными моторами Гном, с полной блиндировкой гондолы хро-моникелевой сталью и с приспособлением для установки пулемета... и бомбомета». Напомню, что в то время вооруженных и бронированных самолетов еще не имелось ни в одной армии мира.

С целью повышения престижности службы в авиации предлагалось офицерский состав всех воздухоплавательных частей изъять из инженерных войск и передать в ведение Генштаба, ввести новые должности на всех ступенях служебной иерархии и, таким образом, создать для офицерского состава возможность продвижения по службе.

Весной 1913 г. «Общий план...», ставший долгосрочной программой строительства Военного воздушного флота, приняли к исполнению. Наиболее важным из запланированных мероприятий являлось то, что он предполагал отделение авиации от воздухоплавания и создание отрядов четырех категорий.

Военные летчики по достоинству оценили такой «Общий план...». Будущий Главком ВВС России В.М. Ткачев вспоминал, что этот план «...не только определял организацию авиации (независимой от воздухоплавания) в мирное время, но и отчетливо указывал идею ее применения на случай войны: кроме выполнения вспомогательных задач (ведение разведки, обеспечение связи), намечались и активные действия — борьба с противником в воздухе и поражение его наземных целей. В то время подобные задачи не ставили перед своей авиацией ни французы, ни немцы».

Оглавление