Михаил Путников
Состоявшийся в Жуковском в августе 2012 г. грандиозный воздушный праздник, посвященный 100-летию ВВС России, привлек на летное поле ЛИИ им. М. Громова не только десятки тысяч зрителей, но и весьма необычных участников, увидеть многих из которых мы даже не мечтали. Речь идет о некоторых раритетных самолетах, сохранившихся в летном состоянии до наших дней. Часть «летающих легенд» была из коллекции британского даксфордского музея. Об участии ретро-самолетов в авиашоу в небе над Жуковским было рассказано в предыдущем номере журнала. Сегодня же мы хотели познакомить вас и с авиационной коллекцией музея в Даксфорде, и рассказать о том, как при этом музее проходит ежегодное авиашоу.
По традиции, в Даксфорде, находящемся к югу от Кембриджа, каждый год в начале июля проводится аэрошоу «Летающие Легенды» (Flying Legends).
Почему именно в Даксфорде?
Это летное поле является частью истории британской авиации и свидетелем многих значимых событий.
Первые аэродромные сооружения в Даксфорде были построены в конце Первой мировой войны. В 1920 г. здесь была основана Школа подготовки летного состава, а спустя четыре года на летном поле базировались уже три эскадрильи RAF. В 1931 г. 19-я эскадрилья была переоснащена истребителями Бристоль «Бульдог», а позже стала первым подразделением RAF получившим новые истребители Глостер «Гантлет» 1935 г.) и легендарные «Спитфайры» 1938 г.).
Интересно отметить тот факт, что в 1936 г. флайт-лейтенант Фрэнк Уит-ли был студентом Кембриджского университета и регулярно совершал полеты на летном поле Даксфорда. Позже Ф. Уитли получил всемирную известность как создатель реактивного двигателя, позволившего создать истребитель Глостер «Метеор».
В преддверии Второй мировой войны на летное поле Даксфорда были перебазированы несколько новых эскадрилий, которые, действуя в единой системе ПВО, защищали небо страны в самый тяжелый период «Битвы за Британию». Именно в Даксфорде легендарный ас Дуглас Бадер возглавил 242-ю эскадрилью, оснащенную истребителями «Харрикейн».
В апреле 1943 г. летное поле стало местом базирования 78-й истребительной группы 8-й воздушной армии США. Летая на самолетах Р-47 «Тандерболт», а с декабря 1944 года на Р-51 «Мустанг», 78-я группа осуществляла истребительное сопровождение американских бомбардировщиков во время дневных налетов на территорию Германии. Во время высадки союзных войск в Нормандии 78-я группа обеспечивала
воздушное прикрытие сил вторжения, осуществляла непосредственную поддержку войск и наносила удары по коммуникациям противника.
После войны для реактивных истребителей «Метеор», а позже «Джевлин», была построена новая бетонная полоса, но отсутствие возможности расширения и развития инфраструктуры привели к закрытию авиабазы в июле 1961 г.
В наши дни на территории бывшей военной базы RAF находится Имперский музей войны (Imperial War Museum) — одна из самых больших в мире авиационных коллекций. Кроме этого музей объединил несколько организаций, занимающихся реставрацией и поддержанием в летном состоянии уникальных исторических самолетов. Пользуясь случаем, хочется поблагодарить этих замечательных людей, сохранивших частичку мировой авиационной истории.
В этом году в аэрошоу «Летающие Легенды» приняло участие более пятидесяти самолетов. В летной программе принимали участие десять «Спитфайров», три «Мустанга», три «Си Фьюри», Р-38, FG-1G «Корсар», F8F «Биркэт», Хок 75 и др. Впервые за последние годы три самолета Первой мировой войны «Ньюпор» 17, «Фоккер» Dr.l и Сопвич «Триплан» также приняли участие в аэрошоу. Затаив дыхание, зрители следили за полетами таких раритетов, как В-17, Авро «Ланкастер», Ju-52/З и РВУ «Каталина». Всеобщее внимание привлекла пара ярких бипланов с воздушными гимнастками «Breitling Wingwalkers». Первый раз на «Летающих легендах» вниманию публики была представлена амфибия S-38. Этот двухмоторный восьмиместный самолет стал первой серийной амфибией Сикорского. Самолет использовался компанией «Пан Америкэн Эрвейз» и Армией США. Из частных владельцев этой амфибии наиболее известными были Говард Хюз и Чарлз Линдберг.
Р-51 «Мустанг»