Оглавление

Известно также, что летчикам не засчитывали сбитые самолеты, если они упали в реку Ялуцзян, а, тем более, в Корейский залив: нет обломков, значит, нет и сбитого самолета. Такие самолеты, в лучшем случае, заносились штабистами в графу «подбитые», а платили и награждали только за «сбитые».

Историк и публицист Ю.Мухин так прокомментировал гомерические победы американской авиации: «...американцы пишут («Энциклопедия авиации», Нью-Йорк, 1977 г.), что их летчиками во время войны в Корее было сбито 2300 «коммунистических» самолета, а потери американцев и их союзников составили всего 114 самолетов. Соотношение 20:1». При этом, отмечает он, «служба спасения 5-й американской воздушной армии, воевавшей в Корее, сообщает, что ей с территории Северной Кореи удалось выхватить более 1000 человек летного состава американских ВВС. А ведь это только те, кто не погиб в воздушном бою и кого не успели пленить северные корейцы... Это что, со 114 самолетов столько летного состава нападало?»

Кроме того, возможно, одной из причин завышения американцами количества своих побед в воздухе является необыкновенная живучесть МиГ-15, о которой докладывал командир 64-го ИАК: «В воздушных боях с американскими самолетами, вооруженными крупнокалиберными пулеметами, самолет МиГ-15 устойчив против разрушения и возникновения пожара в полете. Двигатель продолжает работать безотказно при серьезных повреждениях его агрегатов. Отдельные самолеты в боях получали до 30-50 пулевых пробоин и благополучно возвращались на аэродром».

Это хорошо показал воздушный бой 16 сентября, в котором «отцовская» 32-я ИАД открыла боевой счет. Летчик 224-го ИАП майор П.И Каратаев, прикрывая аэродром Аньдун, сбил F-86, но сам попал под удар двух «сейбров». У его самолета было повреждено управление, заклинило в выпущенном состоянии тормозные щитки, взорвался керосиновый бак, половина лопаток турбины были выщерблены, остекление кабины выбито. Самолет превратился в мишень для противника и получил 120 (!) пробоин. П.И. Каратаев не покинул самолет и потом объяснил: «Летит. Не падает. Зачем прыгать? В бронезаголовник, правда, стучат (пули), но не пробивают...» Он посадил самолет с пробитыми и спущенными покрышками шасси на аэродроме Дапу.

Можно представить, сколько побед записано американским летчикам, которые привозили из боя пленки ФКП, где ясно было видно как от атакуемого МиГа «клочья летят». А советский летчик на этом МиГе возвращался на аэродром и через несколько дней после ремонта опять вылетал в бой.

В соответствии с рассекреченными и опубликованными советскими данными летчики 32-й дивизии за год воздушных боев в Корее сбили 79 самолетов противника и потеряли 58 своих. Погибли 16 летчиков. Наибольшее количество побед в дивизии - 7, одержал командир эскадрильи 913-го ИАП капитан С.А. Федорец. 12 апреля 1953 г. в воздушном бою в районе Сапхун ГЭС, в котором участвовали все три полка 32-й ИАД, он встретился с самым результативным американским асом капитаном Мак-Коннелом. На счету американца к концу Корейской войны было 16 побед.

В этом бою Семен Федорец сбил F-86 и был атакован четверкой «сейбров» во главе с Мак-Коннелом, который подбил МиГ Федор-ца. Однако тот резким маневром ушел из-под удара и успел сам дать по американцу пушечную очередь. Мак-Коннелу удалось дотянуть до Корейского залива и катапультироваться. Оставшиеся «сейбры» продолжили атаку на подбитый МиГ и С.А. Федорец также катапультировался.

Всего за три года войны советская авиация сбила 1097 самолетов противника, потеряла 319 МиГов и 109 летчиков. Еще около 153 самолетов сбила зенитная артиллерия 64-го ИАК. Китайские и корейские летчики сбили 271 американский самолет, потеряли 231 самолет и 126 летчиков.

FaFkBk02018.jpg  FaFkBk02019.jpg FaFkBk02020.jpg

Катапультирование пилота МиГ-15

Таким образом, авиация США, имея значительное численное и оперативно-тактическое преимущество, проиграла воздушную войну в Корее сталинским соколам. И не только по соотношению побед и поражений (3:1 в пользу 64-го ИАК), но и потому, что главной задачей советской авиации было прикрытие объектов на территории Северной Кореи и Маньчжурии, которую она выполнила. Командир 64-го ИАК генерал-лейтенант Слюсарев докладывал, что действия корпуса «несмотря на явное превосходство в силах ВВС США, не дали им ВОЗМОЖНОСТИ разрушить основные прикрываемые объекты и нанесли противнику значительные потери во всех родах авиации».

Одну из основных причин этой победы показал упоминавшийся воздушный бой 13 апреля 1952 г., в котором участвовал В.А. Щипалов. Восемь МиГ-15 атаковали в три раза превосходящую по численности группу F-86, сбили одного из них, а остальные уклонились от боя. Об этой особенности поведения противника писал Е.Г. Пепеляев: «Лично я неоднократно наблюдал, когда после уничтожения их самолета в групповом воздушном бою американцы бой срочно заканчивали и выходили из него».

По докладу генерал-лейтенанта СВ. Слюсарева: «Истребители противника, встречая активные действия наших истребителей, вступали в бой только при наличии выгодных тактических условий или при явном превосходстве в силах». А советские летчики «смело ввязывались в воздушную схватку, даже когда могли избежать ее, будучи в меньшинстве». Хотя, по словам Е.Г. Пепеляева, «Мы вступили в бой с хорошо подготовленными к боевым действиям летчиками».

Закрыть тему о причинах победы советской авиации в воздушной войне в Корее можно словами упоминавшегося летчика М.И. Михина: «Американцы по уровню подготовки ни в чем не уступали нашим. Некоторые были настоящими асами, особенно те, кто по истечении контракта заключал следующий и возвращался в Корею снова. Но ехали они за долларами, поэтому особенно старались не рисковать. Наши же дрались самоотверженно. Общий счет — в нашу пользу».

Оглавление