Оглавление

РАЗВЕРТЫВАНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ-БОМБАРДИРОВЩИКОВ F/A-18E/F «СУПЕР ХОРНЕТ»

Еще до завершения летных испытаний «Супер Хорнета» эскадрилью VFA-122 «Flying Eagles», дислоцированную на авиабазе Лимур, шт. Калифорния, определили в качестве базовой для подготовки летчиков F/A-18E/F. Формально переформирование эскадрильи на новый штат завершилось 1 октября 1998 г. Подготовка летчиков-инструкторов и операторов-инструкторов для F/A-18E/F началась в 1999 г. На переподготовку отвели шесть недель. Сначала получили инструкторский допуск к F/A-18E/F летчики и операторы эскадрильи VFA-122. По штату в эскадрилье VFA-122 имелось 35 летчиков-инструкторов и десять операторов-инструкторов, 485 инженеров и техников. На вооружении состояло 37 самолетов, 11 боевых «Е» и 26 двухместных «F», включая восемь полноценных «спарок» с двойным управлением (по штату в тренировочной эскадрилье положено иметь 32 самолета). На практике эскадрилья, как правило, располагала большим количеством самолетов, так как новую технику личный состав перевооружаемых на «Супер Хорнет» эскадрилий получал в Лимуре и часть полетов по программе переподготовки выполнялось на них.

Программа переучивания рассчитана на разный уровень подготовки летчиков. Курс САТ-1 продолжительностью восемь месяцев был рассчитан на молодых летчиков, недавно завершивших обучение. Курс включает ознакомительные полеты, полеты строем, перехват воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях, выполнение базовых фигур пилотажа, выполнение атак воздушных целей с использованием РЛС, отработку навыков боевого применения оружия класса воздух-воздух, полеты на малых высотах, нанесение ударов по наземным целям, выполнение взлетов и посадок на авианосец, дозаправку в воздухе днем и ночью. Курс САТ-2 предназначен для летчиков, пришедших с истребителей F-14 и F/A-18, САТ-3 - для летчиков с большим налетом на самолетах F/A-18, САТ-4 — для опытных летчиков самолетов F/A-18, отобранных для дальнейшего прохождения службы в качестве летчиков-испытателей в Пэтаксен-Ривер или Чайна-Лэйк. Отработка базирования на авианосце (CarQuals - Carrier Qualification) проводилась у южного побережья Калифорнии, «квалификационной» подготовка обеспечивалась авианосцем, для которого эта работа выделялась «отдельной строчкой», а не совмещалась с выполнением того или иного похода. Для летчиков с опытом полетов на F-14 и F/A-18 «Хорнет» переучивание на «Супер Хорнет» с точки зрения техники пилотирования особой сложности не представляло, основные трудности были связаны с освоением нового бортового оборудования, особенностями боевого применения расширенной номенклатуры вооружения и отработкой новых боевых задач.

FA18EF028.jpg

"Супер Хорнет" из состава эскадрильи VFA-115 авианосца "Авраам Линкольн"

FA18EF029.jpg

F/A-18E из эскадрильи VFA-14 авианосца "Нимитц"

В первые месяцы существования эскадрильи VFA-122 в новом качестве, ее личный состав тесно взаимодействовал с летчикам, операторами и техниками испытательной эскадрильи VX-9, более того, почти год 122-я эскадрилья не имела собственных «Супер Хорнетов» - полеты выполнялись на самолетах эскадрильи VX-9.

Первой в авиации ВМС США к переучиванию на «Супер Хорнет» приступила в конце 2000 г. эскадрилья VFA-115 «Eagles». К середине 2001 г. личный состав эскадрильи был допущен к самостоятельной эксплуатации самолетов F/A-18E. Дальний поход на авианосце «Авраам Линкольн», завершившийся в мае 2003 г., 115-я эскадрилья выполняла вместе с вооруженной истребителями F-14 эскадрильей VF-31.

После VFA-115 самолетами «Супер Хорнет» перевооружили эскадрильи VFA-14 (F/A-18E) и VFA-41 (F/A-18F) из авиакрыла авианосца «Нимиц». Инженерно-технический состав встретил новую технику достаточно настороженно - капитан Чарлз Райт из 11-го авиакрыла (авианосец «Нимиц») заметил: «Новый самолет - новые проблемы», отметив вместе с тем отсутствие характерных для F-14 протечек топлива и рабочей жидкости гидросистемы. В целом Райт оценил «Супер Хорнет» как более простой в обслуживании, чем просто «Хорнет». На техническое обслуживание F/A-18E/F уходит времени в четыре - пять раз меньше, чем на обслуживание самолета F-14. Для замены двигателя F/A-18E/F требуется восемь часов, облет самолета после замены двигателя не проводится, в то время как после замены двигателя на самолете «Хорнет» облет обязателен. В начале эксплуатации боеготовность самолетов «Супер Хорнет» поддерживалась на уровне 50%.

Оглавление