Если создание УБС L-15 было, по всей видимости, обусловлено потребностями не только внутреннего, но и внешнего авиационных рынков, то разработчики учебно-боевого самолета FTC-2000 ориентировались, в первую очередь, на военную авиацию самой КНР, где в строевых эскадрильях и учебных центрах ВВС эксплуатируются, в основном, двухместные учебно-боевые машины JJ-6 и JJ-7. По своим летным характеристикам эти самолеты (особенно JJ-7) удовлетворяют современным требованиям военно-воздушных сил, но по уровню бортового оборудования и вооружения они соответствуют лишь второму поколению реактивной боевой авиации и не могут достаточно эффективно использоваться при подготовке летчиков для истребителей поколений «4» и «4+» (FC-1, J-10, Су-27 и Су-30МК), поступающих с конца 1990-х годов на вооружение НОАК. В результате возникла все более настойчивая потребность в относительно недорогой (а потому — «чисто китайской») учебно-боевой машине, сочетающей летные характеристики модернизированного J-7 с современной авионикой (в частности, «стеклянной» кабиной) и комплексом вооружения, обеспечивающим отработку применения современных и перспективных высокоточных авиационных средств поражения. Вполне логичным представлялось использовать при создании такого самолета многочисленные наработки, сделанные в 1980-1990-х годах в рамках программ модернизации основного истребителя китайских ВВС - J-7.
Масштабная модель нового самолета, начавшего создаваться в конце 1990-х годов компанией GAIC (Guizhou Aviation Industry Group), входящей в состав концерна AVIC II, на базе УБС JJ-7 (МиГ-21У) и получившего название FTC-2000 «Шаньянг» («Горный орел»), была впервые публично продемонстрирована на международном авиационном салоне в г. Чжухае в ноябре 2000 года. А уже через два года в том же Чжухае китайцы показали и натурный (построенный с использованием узлов реального самолета JJ-7) макет «Горного орла».
Натурный макет самолета FTC-2000 на выставке в Чжухае
Первый опытный самолет FTC-2000
Нужно сказать, что появление нового сверхзвукового УБС было обставлено на выставке «Airshow China 2002» весьма скромно: самолет одиноко стоял даже не в самом китайском павильоне (как истребитель FC-1, пользовавшийся неизменным вниманием публики), а снаружи, практически на краю выставочной территории. В результате автору этих строк пришлось объяснять нескольким членам российской делегации, как найти этот, безусловно, один из наиболее интересных экспонатов выставки: во время своего первого посещения китайской экспозиции они его попросту не заметили.
Несмотря на весьма посредственные успехи в области рекламы «Горного орла», реализация самой программы FTC-2000 продолжала идти весьма быстрыми темпами. В конце 2000 года завершились продувки модели самолета в аэродинамической трубе, а вскоре на заводе в Гуанчжоу началась постройка трех прототипов сверхзвукового УТС, первый из которых (серийный номер 421) поднялся в воздух 13 декабря 2003 года.
Планировалось, что предсерийная партия их четырех машин этого типа будет заложена в Гуанчжоу в 2005 году и передана ВВС НОАК в конце 2006 года. Однако работы, очевидно, несколько затянулись: первые два самолета FTC-2000 были переданы военным лишь в конце 2008 года.