Макет беспилотного вертолета Ка-135
БЛА «Дозор-100» в экспозиции компании «Транзас»
Эти БЛА выполнены по сосной схеме, характерной для вертолетов «Камова». Предполагается создать универсальную машину, которая сможет с равным успехом использоваться как на суше, так и на море, а с этой точки зрения соосная схема предпочтительна. Она позволяет снизить негативное влияние ветра при взлете и посадке, да и система автоматического управления может быть несколько проще, поскольку отсутствует рулевой винт. Кроме того, соосные вертолеты более маневренные, у них лучше характеристики по высотности.
Представленные беспилотные вертолеты в значительной степени универсальны и имеют возможности по оснащению базовой платформы различными функциональными модулями. Оба аппарата предназначены для мониторинга окружающей среды, воздушного патрулирования и охраны объектов, перевозки грузов, экологического мониторинга, для выполнения метеорологических функций, для обеспечения связи в труднодоступных районах.
Естественно, «Вертолеты России» готовы предложить заказчику и военный вариант, способный решать разведывательные, ударные и транспортные задачи, а также применяться в специальных операциях, таких как радиоэлектронная борьба, химическая, бактериологическая и радиологическая разведка. Сегодня ведутся работы по формированию Государственной программы вооружений, и есть надежда, что беспилотная тематика там будет достойно отражена. Если будет объявлен конкурс со стороны МО и «Вертолеты России» будут признаны победителем в этом конкурсе, то через два года первый опытный «Коршун» мог бы выполнить первый полет, а весь цикл разработки и испытаний может занять порядка четырех лет.
«Создание БЛА вертолетного типа — новое направление в мировой беспилотной авиации, активно развивающееся в последнее десятилетие. Рынок БЛА оценивается нами как один из наиболее динамичных и очень перспективных. Российское вертолетостроение обязано занять на нем свою нишу. В данном контексте основная задача холдинга — разработать современные и конкурентоспособные БЛА, обладающие многофункциональностью, высокой надежностью и простотой в обслуживании», —отметил исполнительный директор ОАО «Вертолеты России» Андрей Шибитов.
«В качестве платформы для создания беспилотных комплексов могут рассматриваться российские пилотируемые вертолеты: легкие Ми-34, Ка-226, «Патруль», «Ансат», «Актай», — отметил директор программы «Комплексы с беспилотными вертолетами» Геннадий Бебешко. — Сегодня ОАО «Вертолеты России» проводит инициативную научно-исследовательскую работу по определению технического облика системы автоматического управления БЛА вертолетного типа. Финансирование проекта осуществляется за счет внутренних средств холдинга».
Не исключена также возможность применения на этих БЛА системы управления, разработанной компаниями «Кронштадт» и «Транзас». Эти компании на выставке демонстрировали два БЛА: «Дозор-100» и «Дозор-600». Последний пока еще не летает (показанный на выставке аппарат — полноразмерный макет), а на аппарате «Дозор-100» проходит отработка системы управления, которая будет унифицированной для обеих машин.
Генеральный директор ЗАО «Кронштадт Технологии» Анатолий Немотай отметил, что «после полетов в Калининграде (на учениях «Запад 2009») мы пришли к выводу, что надо сделать более совершенную аппаратную часть, именно бортовую начинку». На выставке был показан первый летный экземпляр БЛА «Дозор-100», «по ускоренной программе» строятся еще два аппарата. Сам БЛА остался практически без изменений, а его оборудование было изменено практически на 90%. «Аппаратный отсек сделан по нормальной конструкторской документации. Выпущен полный комплект документации, выполнены все требования. Начинка полностью вся наша. Курсовертикаль, набор датчиков, спутниковый приемник с антенной, видеокамера со своим передатчиком для посадки и т.д. Затем пустой отсек — это отсек полезной нагрузки. Здесь будет лежать массогабаритный болван, для того чтобы отработать сам аппарат и всю навигационную часть. Параллельно делается полезная нагрузка в разных вариантах», — сказал Анатолий Немотай.