Может быть, именно поэтому Владимир Поповкин заявил, что уже этим летом МО РФ выберет российского разработчика БЛА, который начнет поставки «разведчиков» и «целеуказателей» для российской армии. В концерне «Вега» уверены, что российские военные наконец-то поверили в то, что и «отечественные специалисты могут создать БЛА, не уступающие по характеристикам зарубежным». Летные испытания перспективных беспилотных аппаратов в интересах МО планируется провести летом этого года. Около десятка российских предприятий представят свои разработки в этой области.
В январе 2010 г. МО уже провело испытание БЛА, но оно закончилось неудачей: аппарат «Аист» разбился, едва оторвавшись от земли. Тем не менее, в конце июня МО получило второй комплекс с БЛА «Типчак» (первый комплекс поступил в российскую армию в 2008 г). Минобороны полностью расплатилось за поставленную продукцию, но других заказов пока не поступало.
Как раз в день открытия выставки в России начались самые крупные за последние 20 лет военные оперативно-стратегические учения «Восток-2010». Начальник Генштаба сообщил, что в ходе учений «беспилотные летательные аппараты будут широко применяться, но не израильского производства, потому что мы их пока не имеем».
БЛА «Типчак»
В беседах с участниками выставки выяснилось, что израильские аппараты, как бы они хорошо они не летали на «исторической родине», в российских условиях эффективно работать не способны. В основном из-за сурового климата и низкой облачности, которая совсем не редкость в наших краях. Впрочем, ряд израильских систем, в частности оптикоэлектронных, уже нашли применение на российских БЛА. Примером тому служит работа корпорации «Иркут». БЛА «Иркут-200» оснащен системой оптического наблюдения израильского производства, доработанной под российские условия. В России также существуют аналогичные системы, в частности СОН-530, которую демонстрировал на выставке ФГУП «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ), но они пока не удовлетворяют отечественных разработчиков БЛА по ряду параметров.
Есть, кстати и еще одна серьезная проблема — в России нет подходящих двигателей. Практически все представленные на выставке аппараты имеют двигатели иностранного производства.
Пока же представляется, что у российских военных еще окончательно не сформировалась четкое представление о том, какое место БЛА должны занимать в войсках, нет конкретных требований к аппаратам различного класса. На прошлогодней выставке МАКС-2009 главком ВВС заявил, что концепция применения БЛА уже существует, однако ни один разработчик тогда знаком с ней не был. На выставке «UVS-TECH 2010» уже нашлись компании, знакомые с этой концепцией, но они отмечали, что «на самом деле есть только классификация, а функционального назначения для новой структуры войск вообще не расписано. Место БЛА в строю неизвестно». Видимо поэтому сегодня БЛА в России не строит только очень ленивый.
Макет БЛА «Коршун» на стенде ОАО «Вертолеты России»
Однако создание собственно ЛА еще не определяет успех, в том числе и коммерческий. Полезная нагрузка, системы управления, системы связи, датчики - вот критические компоненты современных комплексов БЛА, определяющие конкурентные преимущества и способность решать задачи различной сложности. А сегодня очень часто компания, обладая важными комплектующими, разрабатывает собственный ЛА оригинальной конструкции, сетуя потом, что он оказывается мало кому нужен.
Тем не менее стоит отметить ряд новинок, которые публично были представлены впервые.
Российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» показал натурные макеты двух перспективных БЛА вертолетного типа — «Коршун» и Ка-135. Они созданы в рамках программы по созданию широкого модельного ряда БЛА вертикального взлета и посадки трех классов: большой дальности (более 400 км), средней дальности (до 400 км) и малой дальности (до 100 км).
БЛА «Коршун» беспилотного вертолетного комплекса средней дальности имеет взлетный вес 500 кг, радиус действия 300 км, вес полезной нагрузки 150 кг и максимальную скорость 170 км/час.
В нише аппаратов малой дальности холдинг представил БЛА с поршневым двигателем Ка-135. Вес аппарата 300 кг, радиус действия до 100 км, полезная нагрузка до 100 кг, максимальная скорость — 170 км/ч. При наличии финансирования, за три-четыре года разработчик может довести этот БЛА до стадии летных испытаний.
В области БЛА средней дальности в проспекте холдинга «Вертолеты России» также был указан вертолет Ка-117. Максимальный взлетный вес этой машины составляет 1200 кг, максимальная нагрузка — 500 кг. При этом радиус действия с максимальной полезной нагрузкой может достигать 300 км, перегоночная дальность — 1200 км, продолжительность полета 6 ч. БЛА способен развивать максимальную скорость 250 км/ч, динамический потолок — 5000 м.