Оглавление

Завершить испытания планируется в октябре 2010 г., но для этого необходимо выполнить 100-120 полетов. Первый полет «Дозор-100» выполнил в июле 2009 г. Осенью прошлого года комплекс с этим БЛА использовался в ходе учений «Запад-2009» для обнаружения и идентификации целей на море.

Кроме того, «Дозор-100» демонстрировался также и на стенде концерна «Созвездие», который еще в 2007 г. передал в опытно-войсковую эксплуатацию базовый комплект Единой системы управления в тактическом звене (ЕСУ ТЗ) и впервые широко продемонстрировал ее элементы на выставке. Сопряжение БЛА «Дозор-100» с этой системой и планируется отработать на совместных учениях.

Центром экспозиции корпорации «Иркут» стал БЛА «Иркут-200». Директор программ развития беспилотных систем корпорации Александр Моржин сообщил, что это второй опытный аппарат. По сравнению с первой опытной машиной он существенно доработан: переделан центроплан крыла, по желанию заказчика введена система парашютной посадки, поскольку для взлета по-самолетному аппарату требуется площадка длиной 50 м, а для посадки необходимо 150 м. Аппарат имеет взлетный вес 200 кг, радиус действия составляет 200 км, продолжительность полета — 12 ч.

Главным заказчиком для БЛА корпорации «Иркут» пока является «Газпром», под него и сформирована продуктовая линейка. В настоящее время также ведутся переговоры с МЧС. Есть заказчики и в ближнем зарубежье — Казахстан уже купил четыре комплекса с БЛА «Иркут-10» и сделал заказ еще на 10 комплексов. «Иркут-10» и «Иркут-3», которые также демонстрировались на выставке, производятся серийно. Кроме того, корпорация показала три типа оптико-электронных систем (фото, ТВ, ИК) собственной разработки на гиростабилизированных платформах.

С 2007 г. корпорация «Иркут» определена головным предприятием «Объединенной авиастроительной корпорации» по разработке и производству беспилотных авиационных комплексов невоенного назначения.

Однако БЛА невоенного назначения пока являются инициативными разработками и носят экспериментальный характер, сказал главный специалист концерна «Вега» Геннадий Лесничий. «Сейчас в России производятся только экспериментальные гражданские «беспилотники» ближнего действия стоимостью от 3 млн. рублей», — отметил он, пояснив, что «для реализации всего перечня задач гражданского сектора необходимо создать систему беспилотных комплексов средней и малой дальности, а также ближнего действия», но «пока заказов на такие машины нет».

AvPzMAKS009.jpg

БЛА «Дозор-600»

AvPzMAKS010.jpg

БЛА «Дозор-100» в экспозиции концерна «Созвездие»

Что же касается потенциальной сферы использования, то она очень разнообразна: это промышленные объекты, борьба с браконьерством, обнаружение очагов лесных пожаров, контроль прибрежной экономической зоны. В любом случае «использование БЛА дешевле, чем отправка воздушных судов с экипажем на борту». Кроме того, «машины могут работать в зонах сложных метеоусловий, не подвергая при этом опасности жизни людей». Для скорейшего внедрения гражданских БЛА нужна единая система их сертификации, которой на сегодняшний день нет. «Необходимо также создать и систему обучения персонала, который бы управлял такими машинами с земли и обрабатывал полученную информацию», — подчеркнул Лесничий. Таким образом, и в военной и в гражданской области процесс внедрения БЛА в России «тормозит» заказчик, который попросту еще не способен в полной мере использовать такие аппараты.

ООО «Истринский экспериментальный электромеханический завод» (ИЭМЗ) представил на выставке два БЛА. Это «Истра-10» с максимальным взлетным весом 5 кг и четырехмоторный, напоминающий сильно уменьшенный бомбардировщик времен Второй мировой войны, БЛА «Истра-13» с взлетным весом 20 кг. Оба комплекса предназначены для воздушной разведки и наблюдения, обеспечивают наблюдение за местностью, поиск, обнаружение и распознавание наземных объектов, слежение за неподвижными и подвижными целями, выдачу координат целей в реальном масштабе времени, а также составление фотопланов местности. В состав каждого комплекса входят два аппарата. «Истра-10» находится уже на стадии серийного производства, «Истра-13» — на стадии изготовления опытного образца. Оба аппарата имеют электрические двигатели.

Оглавление