Оглавление

An-12158.jpg

«Зубастый» Ан-12 разом меняет представление о достаточно мирном облике транспортника

An-12159.jpg

Десантирование боевой техники с помощью парашютно-реактивных систем. «Реактивные парашюты» в четыре - пять раз ускоряли высадку, повышая темп десантирования

При обеспечении действий ударной авиации боеприпасами счёт шёл уже на весомые количества бомб и ракет, доставляемых Ан-12. К примеру, тяжёлых реактивных снарядов С-24 он мог взять на борт до 34 штук, а С-ЗК - до 60, с погрузкой в упаковочных ящиках. Если же предстояла перевозка авиабомб, то задача представлялась ещё более простой - упаковка боеприпасов в бомботаре, обрешётке из брусьев, позволяла споро и практически вручную закатывать их в самолёт, укладывая штабелями по длине грузовой кабины и крепя тросами и клиньями для предотвращения раскатывания. При этом допускалось размещение штабелями, до трёх ярусов бомб в высоту, укладываемых с помощью самолётных лебёдок и кран-балки. Для крепления груза служили швартовочные узлы в полу грузовой кабины, которых насчитывалось 62 штуки. Штатной схемой загрузки Ан-12 предусматривалось размещение в грузовой кабине до 42 бомб калибра 100 кг, до 34 бомб и бомбовых кассет калибра 250 кг и до 22 РБК-500 или 18 фугасных «пятисоток»; более современных ФАБ-500М-62 с обтекаемым удлинённым корпусом можно было разместить только 9 штук. Бомбы крупного калибра ФАБ-1500М54 и ФАБ-3000М54 отличались солидными габаритами - в упаковке их поперечник превышал метр, а длина - три с лишним метра, из-за чего Ан-12 мог взять их не более трёх штук, уложенных одна за другой по всей длине грузовой кабины. Затаскивать тяжелые бомбы в самолёт приходилось с помощью лебёдок, подкладывая под груз деревянные катки.

Совместно с Дальней Авиацией регулярно отрабатывалось перебазирование на приполярные аэродромы, поближе к целям на американском континенте, откуда дальние бомбардировщики могли достичь целей по кратчайшему маршруту - через полюс. В феврале-марте 1960 года такие перелёты выполнялись по плану «Спутник», в 1962 году проводились аналогичные учения «Глобус». В марте 1968 года в ответ на НАТОвские манёвры «Полярный экспресс» были проведены аналогичные учения «Весенний гром» с развёртыванием ударной авиационной группировки на аэродромах Кольского полуострова. Ан-12 из 566-го полка пришлось доставлять людей и грузы даже на грунтовые полосы в Заполярье, где из всех средств навигации работали только связная радиостанция и оборудованный на автомобиле посадочный привод. Март на Севере - не лучший месяц, и посадки приходилось выполнять под снежными зарядами при установленном метеоминимуме, тем не менее с заданием «дать отпор империализму» авиаторы справились.

В июле 1971 года в ходе учений «Удар-71» отрабатывался манёвр частей фронтовой авиации, в обеспечении которого участвовали 18 экипажей Ан-12 из состава 196-го ВТАП. Аналогичные задачи выполнялись полком и при учениях «Запад-73» и «Манёвр-73». В марте 1973 года транспортники сопровождали дальние бомбардировщики в ходе учений «Купол-73», когда те осуществляли переброску сил с аэродромов в европейской части страны на Дальний Восток. Для обслуживания авиационных частей, перебрасываемых на тундровые аэродромы Заполярья, с 1957 года начала действовать 199-я авиабаза в Тикси и 24-я отдельная транспортная эскадрилья, поначалу имевшая Ли-2 и Ил-12, а затем перевооруженная Ан-12.

Оглавление