Оглавление

Десантирование приходилось выполнять и во вполне «гражданских» целях — на необжитых пространствах Севера подчас просто невозможно было доставить грузы на удалённые площадки. В октябре 1970 года четыре экипажа 196-го ВТАП под началом замкомандира полка подполковника Д. Л. Свердлова парашютным способом сбрасывали топливо и продовольствие на льдину зимовщикам полярной станции СП-16. В ноябре 1974 года в Заполярье работали уже десять Ан-12 из состава полка, обеспечивавших зимовку полярников на острове Визе, куда были доставлены на парашютах 374 т грузов.

Основной задачей транспортников, не столь впечатляющей, как участие в показательных учениях и боевой подготовке ВДВ, оставалось выполнение повседневных и будничных работ по всевозможным воинским перевозкам, плановым и неплановым, удовлетворяющим разнообразные запросы как частей ВВС, так и других родов войск. Первоочередным, по естественным причинам, являлось обеспечение разнообразных потребностей ВВС как наиболее мобильного вида Вооруженных Сил. Потребности авиаторов, за исключением разве что снабжения топливом, в основном удовлетворялись силами транспортной авиации, обеспечивавшей оперативность и поддержание боеготовности на требуемом уровне, благо на аэродром «получателя» требуемые запчасти, ремонтные агрегаты, средства обслуживания доставлялись буквально к порогу, без многочисленных перегрузок, непременных для всякого другого транспорта, не говоря уже о продолжительности неторопливого странствования грузов по железным дорогам страны, где воинские перевозки обычным делом растягивались на недели. В частности, отправка в ремонт вышедших из строя авиадвигателей по рекламациям и их доставка в части согласно Приказу Главкома ВВС от 24 сентября 1984 года должна была производиться воздушным транспортом. Возможности Ан-12 обеспечивали доставку даже габаритных грузов - в грузовой кабине самолёта умещался любой агрегат МиГ-21 или Су-7, включая фюзеляж и тот же двигатель, а для перевозки самолёта полностью, в разборе на основные части планера, достаточно было двух рейсов Ан-12. В отдалённые гарнизоны воздушным путём доставлялось и продовольствие, и личный состав — командированные и отпускники, да и слетать на частые тогда общественные мероприятия, собиравшие для представительности сотню-другую человек - общее партсобрание, комсомольскую конференцию или сборы — на Ан-12 было обычным делом.

An-12156.jpg

Отработка учебного выхода из-под удара группы Ан-12. Самолеты идут на взлет с минимальными интервалами для ухода на аэродромы рассредоточения

Ан-12 являлись непременными участниками всякого перебазирования, перелёта на стрельбы при учениях или отработки манёвра силами авиационных частей. Сопровождая перелёт истребителей или бомбардировщиков, транспортники доставляли к новому месту средства обслуживания, обеспечения полётов, разнообразную автотехнику, наземные экипажи и группу управления для руководства полётами. Количество всевозможных грузов, от самолётных стремянок до сложных стендов и аппаратуры, было весьма ощутимым — для сопровождения истребительного полка на самолётах МиГ-23 следовало перебросить, по минимуму, 70 т различных средств наземного обслуживания и 160 человек наземного личного состава.

An-12157.jpg

При проведении крупных учений с Ан-12 высаживались тысячи десантников

К тому же при географической удаленности частей, когда даже в одной авиадивизии входящие в нее полки могли разделять сотни километров, требования к оперативности и обеспечению боеготовности обуславливали использование воздушного транспорта, да и само наличие аэродрома базирования создавало все условия для снабжения по воздуху — в любой авиационной части транспортникам был готов «и стол, и дом», где они могли заправиться и получить все необходимое (даже полагающееся питание по «нормам летного пайка» можно было получить только в авиационном гарнизоне). В этой роли Ан-12 был незаменим: к примеру, для перебазирования того же истребительного полка на МиГ-23 в пределах театра военных действий требовались 33 сопутствующих рейса Ан-12, тогда как число потребных для выполнения той же задачи грузовиков переваливало за сотню, а сроки растягивались на несколько дней, а то и недель. Зачастую при перелёте частей фронтовой авиации, особенно на дальние расстояния, Ан-12 выполнял роль лидера группы, благо наличие у него на борту штурмана и более широкого комплекта навигационной аппаратуры позволяло лётчикам одноместных машин, обычно летавшим не дальше полигона и пилотажной зоны, увереннее чувствовать себя на маршруте.

Оглавление