Оглавление

В период обострения отношений с Китаем для защиты дальневосточных и забайкальских рубежей было предпринято усиление войсковых группировок на этих направлениях. Транспортники обеспечивали перебазирование воинских частей, перевозя имущество, оборудование и личный состав; так, при формировании в Забайкалье вновь образованной 23-й ВА с лета 1967 года из центральных округов сюда были переброшены четыре истребительно-бомбардировочных, два истребительных и один бомбардировочный авиаполки. Летом 1969 года с участием нескольких военно-транспортных авиадивизий (12-й, 3-й и 6-й ВТАД) были проведены крупномасштабные учения «Восток». Наряду с размахом учения носили нарочито показательный характер: в июне 1969 года в Москве проходило Международное совещание коммунистических и рабочих партий, в котором делегация ультрареволюционного Китая, по понятным причинам, не участвовала и весьма высокой считалась вероятность вооруженных провокаций на границе (события на Даманском и без того были у всех на слуху). Остудить пыл хунвейбинов, не стеснявшихся в воинственной риторике, могла только откровенная демонстрация силы. С этой целью с участием 12-й авиадивизии было осуществлено практическое десантирование 103-й воздушно-десантной дивизии и 345-го парашютно-десантного полка на площадки у границы в районе казахского Уч-Арала, а самолёты 3-й и 6-й авиадивизий осуществляли высадку десантников 98-й гв. воздушно-десантной дивизии под Уссурийском и на забайкальских аэродромах Укурей и Завитинск. 12-я дивизия в обеспечении учений работала полным составом, подняв в воздух все имевшиеся 95 самолётов Ан-12 и впервые задействовав Ан-22 - все три только что полученных машины; одновременно на приграничные аэродромы были перебазированы истребительные и ударные части фронтовой авиации.

Основную нагрузку пришлось нести Ан-12 и в ходе «Учений Дунай» — так была зашифрована операция в Чехословакии в августе 1968 года по нейтрализации «контрреволюционного мятежа» (который тамошние жители считали демократическими преобразованиями). Стремясь не допустить «ухода страны на Запад», в ЧССР были введены советские войска с участием «товарищей по оружию» из ГДР и Польши. Их передовые команды высадились с Ан-12 на аэродромах страны и в столичном аэропорту, тут же взятых под контроль вместе с узлами связи, военными объектами, правительственными учреждениями и телевидением. Поднятые по боевой тревоге прямо в праздник Дня Авиации транспортные полки работали полным составом: так, в 12-й авиадивизии для выполнения задачи были привлечены все 25 Ан-12 из 229-го ВТАП, 25 Ан-12 из 566-го ВТАП и 21 Ан-12 из 374-го ВТАП. Они перебросили в Чехию 2026 бойцов-десантников 103-й воздушно-десантной дивизии, 102 единицы боевой техники и 138 т грузов. За августовские дни силами Ан-12 дивизии были выполнены 393 самолёто-вылета, в среднем — по 5,5 на экипаж, перевезены 3930 человек, 460 единиц техники, 1130 т грузов.

An-12160.jpg An-12161.jpg

Спортсмены-парашютисты грузятся в армейский Ан-12. Поскольку своей подобной техникой ДОСААФ не располагал, приходилось для групповых прыжков обращаться к помощи военных.

Экипаж покидает Ан-12 после полета. Экипировка из меховых унтов, ватных штанов и курток, напоминающая чкаловские времена, была весьма полезной во многих наших гарнизонах

Не менее интенсивно работали и другие части ВТА, также задействовавшиеся полным штатным составом, для чего в строй спешно возвращали даже находящиеся на регламентных работах полуразобранные самолёты. Некоторые экипажи успели выполнить до десятка посадок на чешские аэродромы Прага-Рузин, Намешть, Брно и Зволен. Особого сопротивления не было — выполняя команду руководства, чехословацкая армия сохраняла нейтралитет и воздерживалась от выступлений. На иных аэродромах, правда, оказывались выключенными посадочные навигационные системы и светотехника, и то ненадолго.

И все-таки без инцидентов не обошлось: кое-где самолеты встречали огнем из стрелкового оружия, по всей вероятности, ставшим причиной потери одного из Ан-12. 26 августа 1968 года при заходе на посадку на самолете капитана Набока из 374-го ВТАП была повреждена топливная система и отказал крайний правый двигатель. Происшествие случилось в самый неблагоприятный момент, когда уже были выпущены шасси и закрылки и машина снижалась, гася скорость. Винт отказавшего двигателя перешел на авторотацию, флюгирование не сработало и самолет резко пошел вниз. Груженая машина на расчетном развороте вошла в крутой крен под 45° и, снижаясь со шлейфом дыма, врезалась в склон холма у аэродрома.

Оглавление