Оглавление

В первый же день Д1 авиаторам ставилась задача выброски в тыл противника разведгрупп, имевших целью уничтожение средств ядерного нападения, пунктов управления и наведения авиации, а также высадка воздушных десантов в районах Байрейт, Регенсбург, Пассау на юге ФРГ. Во второй день цели назначались по линии Швабах, Ингольштадт, Мюльдорф в центре Баварии. В день Д4 основные силы воздушно-десантной бригады должны были десантироваться севернее Штутгарта или, в зависимости от развития наступления, у Растата и Мюлуза на французской территории для захвата и удержания до подхода наступающих войск переправ через реки Неккер и Рейн.

Впоследствии планы неоднократно уточнялись и корректировались соответственно текущей обстановке, однако ВДВ всегда оставались на острие удара, представляя собой воплощение суворовского принципа: "Быстрота и натиск — душа настоящей войны". Укрепление ВТА способствовало росту мощи ВДВ, прежде сдерживавшемуся вполне объективными причинами — что толку было множить ряды десантников, не имея средств доставки? К 1965 году число самолетов ВТА перевалило за 500, обладавших возможностью разом высадить более чем внушительные силы - свыше 45 тысяч человек. Крупные десантные соединения были развернуты прежде всего в западных округах, на приоритетном европейском направлении.

Осенью 1965 года в ходе учений «Октябрьская буря» десантники и ВТА продемонстрировали готовность решать масштабные задачи. Планом учений предусматривался захват аэродрома обороняющейся стороны. Для этого загодя на аэродромы Северной Группы Советских Войск в Польше были перебазированы несколько групп Ан-12 с десантом. 26 октября транспортники поднялись в воздух и взяли курс на авиабазу условного противника, в роли которого выступал аэродром Эрфурт на юге ГДР. Обстановка выдалась не самой благоприятной: низкая облачность, на редкость холодная погода и ветер до 10 м/с. Тем не менее у цели были высажены десантники, взявшие аэродром под контроль. На «захваченную» авиабазу начала садиться основная группа Ан-12, доставившая основные силы десанта — боевую технику, тяжелое вооружение и подкрепления - если парашютная выброска выигрывала по оперативности, то посадочный способ при наличии площадки приземления являлся более эффективным по возможностям и обеспечивал наращивание усилий (многие виды техники сбрасывать с воздуха тогда не представлялось возможным). Высадка всего состава воздушно-десантной дивизии со штатным вооружением заняла несколько десятков минут. Работавший совместно с польскими десантниками 334-й полк доставил к цели, помимо личного состава 6-й воздушно-десантной дивизии Войска Польского, 24 самоходных орудия СУ-85 и девять автомобилей с боеприпасами. «Октябрьская буря» стала настоящим вызовом для Запада: масса самолетов шла прямо к границе с ФРГ, а высадка тысяч десантников происходила всего в нескольких десятках километров от западногерманских земель. Не менее впечатляющими были и проводившиеся на территории ГДР маневры «Братство по оружию-70», «Щит-72», «Союз-81», и «Союз-83» с участием сил Советской Армии, Войска Польского, Чехословацкой и Немецкой Народных Армий.

An-12154.jpg

При парашютном десантировании Ан-12 принимал на борт до 60 бойцов

Успех десантирования определяла точность высадки и, по возможности, меньшее рассеивание парашютистов. Разброс бойцов требовал времени на сбор, а оказавшиеся в отдалении подразделения и техника, рассеивая силы, ставили судьбу десанта в самый критический момент под угрозу. Концентрация десанта достигалась снижением высот выброски и темпом высадки - как по условию плотности «засева», так и минимальному времени нахождения самолетов над целью, где небольшие высоты и скорости десантирования делали их легкой целью. Однако парашютисты могли покидать Ан-12 через грузолюк только в два потока, а временные интервалы в потоке по безопасности были естественным образом ограничены. Воздушный вихрь, подхватывая парашютистов на скорости под 300 км/ч, закручивал и разбрасывал их и во избежание столкновений и травм «зазоры» между десантниками лимитировались величиной порядка десятка метров. При небольших высотах выброски и по надежности практиковалось принудительное раскрытие парашютов, когда вытяжной парашют рывком фала выходил уже под обрезом грузолюка.

Для «уплотнения» десанта при высадке крупных групп оптимизировались боевые порядки самолетов и построение соединений, в которых самолеты выходили на цель разными маршрутами с хронометрированием маневров, перестроений и высадки. В самом экипаже отрабатывалось четкое взаимодействие, особенно с выходом на линию боевого пути к точке десантирования, когда от летчика, штурмана и борттехника требовалась полная скоординированность действий. В полетах по маршруту, помимо навигационного оборудования, с 1965 года стала использоваться аппаратура контроля места в боевых порядках «Клин», а с 1972 года - станция группового самолетовождения «Звено», упрощавшая пилотирование в строю и сигнализацию выброски десанта по ведущему. Со временем десантируемую технику стали комплектовать радиомаячками-передатчиками, а члены экипажа получали приемники-компасы, указывавшие местонахождение боевой машины для скорейшего поиска и сбора на земле.

Оглавление