Оглавление

Орденом Красного знамени 2-й гиап был награжден 29 октября 1943 г.

В сентябре полк находился на переформировании на аэродроме Вязовая на Смоленщине. Здесь 2-я эскадрилья полка 25 сентября получила 12 самолетов Ла-5, построенных на средства трудящихся Монгольской народной республики. Эскадрилья стала называться «Монгольский арат». Командовал эскадрильей Герой Советского Союза гв. капитан Н.П. Пушкин.

Самолеты 2-й эскадрильи были не единственными именными истребителями в полку (все 12 Ла-5 имели на бортах надписи «Монгольский арат»). На истребителе «Олег Кошевой» летал Лев Маисов. Самолет «Шилкинский старатель» подарили своему земляку командиру полка майору А.П. Соболеву золотоискатели Сибири, капитан А.И. Майоров также получил подарок от земляков-железнодорожников — Ла-5 «Георгиевский путеец».

В Монголии об эскадрилье «Монгольский арат» не забывали. В октябре 1968 г. Указом Президиума Великого народного хурала МНР эскадрилья «Монгольский арат» была награждена орденом боевого Красного Знамени. К этому времени эскадрильи «Монгольский арат» в составе 2-го гвардейского полка уже не было - в 1967 г. на ее основе был сформирован 266-й авиаполк истребителей-бомбардировщиков, ставший вскоре именным — «им. Монгольской народной республики». В 1985 г. в честь 40-летия Победы в восточной части Улан-Батора был открыт памятник эскадрилье «Монгольский арат» — три устремленных в небо истребителя Ла-5.

Боевой счет 2-й эскадрильи на «монгольских» Ла-5 открыл в октябре гв. старший лейтенант Зенькович, сбивший разведчик Не-111.

2GvBap006.jpg

Техник самолета гв. ст. сержант В. Дубровский в кабине истребителя Ло~5ФН эскадрильи «Монгольский арат»

17 октября 1943 г. полк, несмотря на недостаточную практическую подготовку молодого летного состава, перебазировался ближе к фронту на аэродром Слобода, в 8 км западнее г. Демидов. Теперь полку предстояло действовать в составе 1-го Прибалтийского фронта. На вооружении полка состояло 39 Ла-5. Из 38 летчиков боеготовыми числились только 23, семерым требовались дополнительные тренировки в составе пары и звена. Еще семеро только прибыли в полк после окончания Борисоглебской школы летчиков и для самостоятельной боевой работы были и «совершенно не подготовлены». В Боевом пути полка также отмечено: «Не хватало ведущих пор, не было достаточной боевой сплоченности в звеньях и парах». Костяк полка составляли летчики с немалым боевым опытом: четыре Героя Советского Союза — Соболев, Пушкин, Майоров, Косолапов, «крепкие боевые летчики» Резников, Спавго-родский, Зенькович, Марин, Непря-хин, Тараненко, Левченко, Бессолицын, Рябцев.

Плохие метеоусловия не давали возможности быстро поднять летную практику, приходилось урывками по 1—2 часа в день проводить тренировочные полеты. Плохую погоду использовали для проведения наземной учебы, изучения боевого опыта, техники, стрельбы, политподготовки. Всего полк с 17 октября 1943 г. по 17 марта 1944 г. произвел 591 самолето-вылет только на тренировку молодого летного состава с налетом 308 часов. Большинство летчиков отработали комплекс упражнений и летали на боевые задания.

2GvBap007.jpg

Летчики и техники 2-й эскадрильи «Монгольский арат»

Оглавление