Оглавление

ПРЕЛСТАВЛЕНИЕ

 "к награждению орденом «Красного Знамени» ГВАРДЕЙСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА, 322 истребительной авиационной дивизии, 2-го истребительного авиационного корпуса

КОМАНДИР ГВАРДЕЙСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА гвардии капитан Соболев

Полк участвует в Отечественной Войне с 22 июня 1941 года, в начале под номером «23», а затем «526» и с 6 декабря 1941 года, полку присвоено звание Гвардейский авиационный полк.

Полк участвовал в боях на Юго-Западном, Северо-Западном, Волховском, Калининском, Западном и Брянском фронтах.

В боях за нашу Советскую Родину против гитлеровских захватчиков, Гвардейский истребительный авиационный полк показал образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности, на всем протяжении боевой работы, после своего преобразования в Гвардейский полк (6 декабря 1941 года}.

Участвуя в боях на Волховском фронте с декабря 1941 года по август 1942 года на самолетах ЛАГ-3 и МИГ-3, не получая пополнения новой матчасти, а восстанавливая силами своего технического состава разбитые другими полками самолеты на вынужденных посадках, полк поддерживал боеспособность.

Выполняя боевые задачи в районе Малая Вишера, Новгород, Мясной Бор, Кириши, за этот период произвел 1505 боевых самолето-вылетов на штурмовку войск противника, на сопровождение ПЕ-2, ИЛ-2, на прикрытие боевых порядков своих войск и на разведку. При том в воздушных боях сбито 48 самолетов противника. Штурмовыми действиями уничтожено до 5000 солдат и офицеров, 318 автомашин и много другой техники врага, при своих потерях 14 летчиков. За проделанную работу полк был преобразован в ГВАРДЕЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК.

В боях с врагом немало совершено выдающихся боевых подвигов. Так летчик, гвардии лейтенант Салахутдинов в воздушном бою сбил на ЛАГ-3 МЕ-109Ф, причем одного из них сбил на горящем самолете, после чего сам выбросился с парашютом. Гвардии капитан Андреев на глазах жителей города Малая Вишера дрался на ЛАГ-3 с четырьмя истребителями ME-109 и сбил двух фашистских стервятников. Последнего сбил так же на своем горящем самолете.

Переформировавшись и вооружившись новыми самолетами «Лавочкин-5», выехал в октябре месяце 1942 года в составе 215 ИАД, 2 ИАК на Калининский, а затем Волховский фронт для участия в боях Красной Армии по прорыву вражеской блокады вокруг Ленинграда. Принимая активное участие в боях за уничтожение вражеской авиации над полем боя и в районе базирования частей, показал беспредельную любовь к Родине, постоянную готовность драться с врагом, высокую волю к победе, выучку и мастерство, сплоченность и организованность во всей боевой работе.

В боях по прорыву блокады города Ленина личный состав показал примеры мужества и отваги.

27 января 1943 года группа шести самолетов ЛА-5 под командованием гвардии старшего лейтенанта Косолапова провела воздушный бой с 21 бомбардировщиком и истребителем противника. В этом бою было сбито пять самолетов врага, а наши без потери вернулись на аэродром.

23 января 1943 года истребители получили вызов на линию фронта. Гвардии подполковник Кондрат и гвардии капитан Соболев, командуя группой ЛА-5, вылетели в район боев. Встретив большую группу бомбардировщиков под прикрытием истребителей, правильно распределив силы, смело вступили в бой и были победителями, сбив при этом, пять вражеских самолетов, не потеряв своих.

Всего полком за период боевой работы в дни снятия блокады с города Ленина произведено 603 боевых самолетовылетов, при этом сбито 43 фашистских самолета при своих потерях 9 летчиков.

С 12 июля 1943 года Гвардейский ИАП в составе 322 ИАД, 2-го ИАК участвует в боях на Орловско-Брянском направлении.

С 12 июля по 10 августа 1943 года, полк совершил 657 боевых вылетов. Из них: на прикрытие наших войск 446; на сопровождение и прикрытие ИЛ-2 79; на разведку войск противника 81 и прочих — 57 самолето-вылет.

При выполнении боевых задач полком произведено 33 воздушных боя, в которых участвовало 215 наших самолетов ЛА-5, которые вели бой против 417 самолетов противника. Из которых истребителей 226 и 121 бомбардировщик.

В результате проведенных воздушных боев сбито самолетов противника 66, из них: 33 бомбардировщика и 33 истребителя. Свои потери в этих боях 9 летчиков:

3 сбито в воздушном бою и 6 не вернулись в полк с боевого задания. Соотношение уничтоженных в этой операции самолетов врага и наших боевых потерь равно 7,3:1.

В этих боях летный состав еще раз показал беззаветную отвагу и смелость.

Неравные бои против значительно большего количества самолетов противника неизменно заканчивались победой наших летчиков.

14 июля 193 года 8 ЛА-5 с ведущим командиром 2 ИАЭ гвардии капитаном Пушкиным вели бой с 27 ХЕ-111 и 8 ФВ-190, сбили 4 ХЕ-111, при своей потере — / экипаж.

1 августа 1943 года 2 ЛА-5 с ведущим командиром 2 ИАЭ гвардии старшим лейтенантом Резниковым, вели бой с 40 ХЕ-111 и 12 ФВ-190, сбили 6 ХЕ-111 и 3 ФВ-190, своих потерь нет.

17 июля 1943 года 16 ЛА-5 с ведущим командиром полка гвардии капитаном Соболевым, вели бой с 20 Ю-88, Ю-87 и 30 ФВ-190. Сбили 6 Ю-88, Ю-87 и 2 ФВ-190. Свои потери один экипаж.

6 августа 1943 года 8 ЛА-5 вели бой с 24 Ю-87 и 12 ФВ-190, с ведущим гвардии старшим лейтенантом Косолаповым. В этом бою сбито 5 Ю-87 и 4 ФВ-190. Своих потерь нет.

Боевыми действиями по прикрытию наземных войск, полк способствовал успешными действиями частей 11-й Гвардейской и 4-й Танковой Армией, по прорыву и разгрому противника на Орловско-Брянском направлениях. За последние дни с 18 июля по 10 августа 1943 года, ведя напряженные бои, полк в воздушных боях сбил 39 самолетов противника, не имея ни одной своей потери.

В результате такого положения, полк вполне сохранил свою боеготовность и после месяца серьезной боевой работы имеет в своем составе 23 летчика и 26 самолетов.

В полку активно идут воздушные бои, и сбивают самолеты противника не только выдающиеся АССЫ [так в оригинале], но все до одного боеспособные летчики.

Из 23 летчиков находящихся сейчас в полку только 4 человека не имеют лично сбитых самолетов противника и то только потому, что они только в процессе работы обучались вождению самолета ЛА-5 и только теперь совершают боевые вылеты. Все остальные 20 летчиков имеют по несколько лично сбитых самолетов противника.

В полку летчиков, имеющих 15 лично сбитых самолетов противника (не считая групповых) 2 человека, 10 самолетов противника 2 человека, 7 и больше 3 человека, 3 и больше 8 человек.

Командир полка и командиры эскадрилий сами служат примером, какие должны быть летчики истребители и отлично организуют бои своих групп.

Гвардии капитан Соболев А.Н. командир полка сбил 15 самолетов противника лично и 9 в группе.

Гвардии капитан Соколов А.Н. штурман полка сбил 10 самолетов противника лично и 4 в группе.

Гвардии капитан Пушкин — командир АЭ сбил 10 самолетов противника лично и 8 в группе.

Гвардии старший лейтенант Косолапое командир АЭ сбил 8 самолетов противника лично и 6 в группе.

Гвардии старший лейтенант Резников командир АЭ сбил 7 самолетов противника лично.

Гвардии лейтенант Майоров заместитель командира АЭ сбил 15 самолетов противника лично и 10 в группе.

Технический состав своей самоотверженной работой по подготовке материальной части сумел обеспечить боеготовность самолетов, чем способствовали летному составу в выполнении боевых заданий.

За этот период полком произведено 8 восстановительных ремонтов и 243 текущих ремонта самолета, а восстановлено 9 моторов.

ВЫВОД: Участвуя с первых дней в Отечественной Войне в боях за нашу Родину, наш полк завоевал Гвардейское знамя и затем в боях на Волховском, Калининском, Западном и Брянском фронтах, постоянно имел высокие показатели.

Во время боев на Орловско-Брянском направлении с 12 июля 1943 года по 8-е августа 1943 года, полк добился побед над противником в воздушных боях с соотношением к своим потерям как 7,3:1. А в последние 20 дней сбили 39 самолетов не имея совершенно своих потерь и сохранив свою боеготовность

ГВАРДЕЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ДОСТОИН НАГРАЖДЕНИЯ ОРДЕНОМ «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ»

Командир 322 истребительной авиационной дивизии

подполковник (Нога) 12 августа 1943 года

Оглавление