Оглавление

18 мая, после 20-ти дневного пути железнодорожным эшелоном прибыл весь личный состав и имущество. Полк в полном составе приступил к боевой работе — дежурству на аэродроме. Продолжились и тренировки летного состава. 29 мая полк получил приказ о перебазировании на аэродромы Курово, Рысня. Сложившаяся обстановка в районе Курска и Орла потребовала усиления группировки наших войск, расположенных по Северной части Орловского выступа. Аэродром Красный Гай представлял собой узкую и неровную, жесткую полоску, расположенную в лесу. Посадка на него требовала большой точности и внимания, чего порой не хватало молодым летчикам — дважды при посадках были погнуты винты у Ла-5: «Летный состав разобрал ошибки товарищей и больше подобных фактов не повторилось». Полк получал боевые задания на прикрытие наших войск в районе городов Киров, Сухиничи, на сопровождение бомбардировщиков Пе-2.

8 июня перед полком поставили ответственную задачу: провести разведку аэродрома Сеща и сопровождать крупные силы бомбардировщиков Пе-2 в налете на эту крупную базу люфтваффе. «Командир полка, гвардии капитан Соболев, командиры эскадрилий и партийно-комсомольская организация, сделали все, для обеспечения боевого вылета. Аэродром Сеща, хорошо был изучен летчиками по фотоснимкам. С огромным желанием летели летчики разбивать «осиное гнездо» врага». При выполнении боевого задания командир 1-й эскадрильи гв. старший лейтенант Косолапое сбил один Fw 190. Гвардейцы сопровождали наши бомбардировщики в налете на Сещу 10 июня, тогда из полета не вернулся командир 3-й эскадрильи гв. старший лейтенант Панкин.

Резко увеличилась нагрузка на технический состав полка. При грубых посадках на твердый грунт аэродрома часто лопались баки, поломки происходили по вине летного состава, отчего техникам, в общем-то, было не легче. С наступлением тепла из-за плохого качества древесины вспучивалась обшивка — ремонт фанерного и перкалевого покрытия истребителей произвели на 75% полковых Ла-5.

5 июля 1943 года, немецко-фашистские войска перешли в наступление в районе севернее Курска и Белгорода. 11 июля 2-й гиап перебазировался на аэродром Козельск, находившийся в сорока минутах от линии фронта.

На 12 июля полк имел 36 летчиков, 32 ЛА-5 и полный штат технического состава. Степень натренированности летного состава была весьма неодинакова: 20 человек с боевым опытом; девять человек вообще без боевого опыта, хотя в полку были уже три месяца и прошли курс боевого сколачивания; семь летчиков только прибыли в полк «и еще были очень слабы в технике пилотирования». Семеро молодых летчиков не отработали ни пилотажа в зоне, ни полетов строем; этих пилотов предстояло готовить к боям непосредственно на оперативном аэродроме параллельно с выполнением боевых заданий.

12 июля 1943 г. в 3 часа утра в штаб полка поступил боевой приказ командира 322-й иад: в течение дня выполнять задачу по прикрытию боевых порядков наших наступающих войск. В 5 часов утра командир полка поставил боевые задачи комэс-кам, а в 6 ч 25 мин. в воздух поднялись 18 Ла-5, ведомые командиром полка гв. капитаном Соболевым. Им предстояло прикрывать с воздуха части 2-й гвардейской армии. Самолетов противника обнаружено не было. Первый воздушный бой на Орловском направлении летчики 2-го гиап провели во второй половине дня 12 июля, а на исходе дня младший лейтенант Левченко сбил Bf.l 10.

Аэродром базирования располагался в 2 км от железнодорожной станции Козельск, поэтому помимо прикрытия наступающих войск перед полком была поставлена задача обеспечить ПВО станции и города. Обычно днем авиация противника вела только разведку, а налеты бомбардировщиков выполнялись только ночью. Бомбежки выполнялись с малых высот — при ясной луне гвардейцы могли наблюдать противника с земли и только: ни один летчик полка не имел допуска к ночным полетам на Ла-5 (здесь как раз уместно вспомнить 1940 г.!). В сложившихся обстоятельствах командир полка поставил дежурной паре задачу: сбить днем разведчика любой ценой. 13 июля в 12 ч 30 минут, в готовности номер один находилась пара в составе: ведущий — заместитель командира эскадрильи гв. младший лейтенант Майоров, ведомый — молодой летчик гв. младший лейтенант Бажанов. Небо закрывали кучевые облака приблизительно на пять—шесть баллов, высота нижней кромки облаков составляла 1500—2000 м. Однако в разрывах облачности все же был обнаружен одиночный Не-111, дежурная пара взлетела немедленно. Набрав высоту Майоров стал пробивать облака вверх и вниз в поисках разведчика. Безрезультатно. Зато «Хейнкель» обнаружили зенитчики. Ориентируясь на разрывы зенитных снарядов, Майоров увидел и атаковал разведчика. С аэродрома наблюдали, как из облаков вывалился He-111 с дымящимся левым мотором. В советчиках недостатка не наблюдалась: хорошо, что радиостанция имелась лишь на КП, откуда передали: «Майоров, пробей облака, Хейнкель над аэродромом». Команда была принята и буквально через минуту последовала новая атака — у всех на глазах. После второй «показательной» атаки разведчик загорелся и стал разваливаться в воздухе. Трое членов экипажа Не-111 покинули самолет на парашютах. После посадки Майоров принимал поздравления с 16-й победой в воздушном бою, однако не преминул заметить: «Когда за линией фронта, над вражеской территорией весь в мыле возишься с пятеркой «фоккеров» и сам на волоске от смерти, кого-нибудь собьешь и домой голову принесешь, то на родном аэродроме спросят: А правда сбил? Кто подтвердит? Тут же, над своей территорией, можно сказать в полной безопасности, немца сбил — выходит, вроде герой. Просто обидно».

Через несколько часов в районе аэродрома появился очередной разведчик, теперь Ju-88. На перехват поднялась дежурная пара из 3-й эскадрильи. Не одна пара: азарт, вызванный недавней победой Майорова, был настолько велик, что несмотря на команду с КП на взлет только дежурной пары, в воздух ушло семь истребителей 3-й эскадрильи. Почти все взлетевшие были молодыми летчиками, еще не побывавшие в боях. В своих атаках они больше друг другу мешали, чем помогали. Не в силах наблюдать подобное «сражение», в кабину Ла-5 запрыгнул командир 1-й эскадрильи гв. старший лейтенант Косолапое. Через несколько минут и он вступил в бой. Ju-88 в этот момент обстреливали гв. младший лейтенант Гладкевич и гв. старший лейтенант Марин. Косолапов прошелся по Юнкерсу длинной очередью с дистанции 50 м, но добил разведчик окончательно все же Марин. Ju-88 упал на землю в районе аэродрома. Два сбитых за один день над Козельском самолета противника не остались незамеченными: прикрывавшие станцию и город зенитчики вежливо поинтересовались у летчиков — не мешают ли первым своим огнем?

12 августа 1943 г. командир 322-й иад полковник Нога утвердил представление к награждению 2-го гиап орденом Красного Знамени.

Оглавление