Оглавление

TrS60-65054.jpg

Штрихи к портрету русского «Катерпиллера»

«Сталинец 60» относился к типу мощных буксирующих тракторов и предназначался, главным образом, для работы в сельском хозяйстве. Он стал, по сути, метризованной копией американского трактора «Sixty», отличаясь от него производственным исполнением и конструктивным оформлением некоторых узлов и агрегатов.

Самым характерным визуальным отличием С-60 от «Sixty» было отсутствие массивного металлического тента на стойках, закрывающего всю машину. Поскольку испытания американского трактора показали низкую надежность конструкции сплошного металлического тента, от него отказались, решив применить складной матерчатый тент с металлическим каркасом. Правда, конструкция складного тента также оказалась не самой удачной, и на большой части тракторов его либо снимали, либо вовсе не ставили.

Карбюраторный двигатель трактора С-60, устанавливавшийся в передней части рамы, по своей архитектуре был подобен тихоходным (с большим крутящим моментом) моторам заключительного периода Первой мировой войны. Для своего времени этот двигатель отличался легким запуском и высокой надежностью, однако, скорее как дань традициям, располагался открыто для обеспечения удобного доступа к агрегатам при ремонтах. Для пуска мотора трактористу следовало встать на левую гусеницу и вручную провернуть маховик ломиком, — крутить до изнеможения ручку стартера не требовалось. В наши дни с точки зрения техники безопасности такая схема запуска (ломиком за маховик) вряд ли может считаться безопасной.

Двигатель имел индивидуально укрепленные шпильками на картере литые цилиндры с водяными рубашками и отъемными индивидуальными головками, на которых размещались клапанные механизмы с декомпрессорами.

Основным топливом для двигателя служил лигроин — продукт переработки нефти, занимающий промежуточное место между керосином и бензином. В 1920—1930 гг. лигроин вырабатывался главным образом в качестве моторного топлива для тракторов, но позднее, в связи с переоснащением тракторного парка дизельными двигателями, он утратил свое значение. Лигроин по сравнению с бензином отличался худшей испаряемостью, поэтому для пуска и прогрева двигателя следовало применять бензин, который подавался из специального бачка. На американских тракторах разных выпусков ставили как отдельный бачок емкостью до 20 л, так и общий с основным топливным (в этом случае бак разделялся перегородкой на две неравные части). На С-60 решили использовать индивидуальный расходный бачок.

Применение керосина в жару или бензина как основного топлива не допускалось, а точнее, прямо запрещалось инструкциями. Однако двигатели могли работать (в первом случае — со снижением ресурса, а во втором, кроме того, и с неудовлетворительной экономичностью) и на этих топливах, лишний раз подчеркивая высокую надежность продукции компании «Катерпиллер» (Caterpillar) даже при нарушении правил эксплуатации.

Массивный топливный бак на С-60 располагался с левой стороны рядом с сиденьем тракториста, хотя на американском тракторе допускалось как правое, так и левое расположение топливного бака (у тракторов, работающих на транспорте, топливный мог размещаться справа, а на сельскохозяйственных — слева). Такое размещение баков обеспечивало водителю удобство наблюдения за дорогой или возможность видеть борозду на пахоте. У нас для всех «Сталинцев 60» приняли размещение бака с одной стороны.

TrS60-65055.jpg TrS60-65056.jpg
Двигатель трактора С-60. Продольный разрез трактора С-60.
1
— радиатор; 2 — рама; 3 — передний крюк; 4 — тележка; 5 — двигатель; 6 — муфта сцепления; 7 — коробка передач; 8 — фрикцион гусеницы; 9 — передача на ведущие колеса; 10 — буксирное приспособление.

Оглавление