Оглавление

TrS60-65057.jpg TrS60-65060.jpg

На тракторах С-60 топливные баки располагались с левой стороны машины рядом с местом водителя. Вверху размещался пусковой бачок, а внизу — бак для лигроина.

Из основного бака топливо принудительно подавалось в расходный бачок, а из него самотеком поступало в карбюратор с восходящим потоком смеси. Степень ее подогрева выхлопными газами могла регулироваться в широких пределах в соответствии с диапазоном изменения внешних температур воздуха. На «Sixty» поступающий в карбюратор воздух проходил очистку в сетчато-масляном (с центробежной предварительной ступенью) воздухоочистителе «Помона», который состоял из двух частей. Нижняя часть представляла собой емкость с маслом, а верхняя часть — цилиндр, к которому подходила воздуховодная труба. В верхней части воздухоочистителя находилось колено, соединяющее его с карбюратором. Подвод подающей трубы был устроен таким образом, что содержащиеся в нем частицы под действием центробежных сил отбрасывались к стенкам и падали вниз в масло. В верхней части очистителя находились две сетки с помещенной между ними смятой тонкой проволокой или металлической стружкой. Пройдя грубую очистку от крупных частиц, воздух поступал в сетчатую часть фильтра, где оставались мелкие частицы. Для трактора С-60 решили применить аналогичный воздухоочиститель модели «Вортокс».

Для поддержания постоянной частоты вращения двигателя при значительном изменении нагрузки в процессе работы служил центробежный регулятор прямого действия.

Тракторы «Sixty» и С-60 комплектовались магнето различного типа, но основным для поступавших в нашу страну американских тракторов было магнето «Эйземана» типа GV-4 правого вращения, а для отечественного трактора — типа «Сцинтилла» выпуска завода АТО.

Система смазки коренных и шатунных шеек коленчатого вала, нижних шатунных подшипников была принудительной. Стенки цилиндров, поршневые пальцы, подшипники кулачкового валика, кулачки и толкатели смазывались разбрызгиванием. Для смазки двигателя масло через сапун подавалось в коробку распределительных шестерен, и, омывая шестерни, стекало в поддон картера. В поддоне располагался насос, который подавал масло в масляную камеру. Далее по трубкам оно подводилось к коренным шейкам и подшипникам коленчатого вала, а также к манометру, откуда шло к шатунным шейкам. Затем масло выдавливалось из них, разбрызгивалось по картеру и попадало на стенки цилиндров, поршневые пальцы, толкатели, подшипники распределительного валика и его кулачки, смазывало их и стекало через сетчатый фильтр в поддон.

TrS60-65058.jpg TrS60-65059.jpg
Радиатор трактора С-60. На передней части радиатора трактора «Sixty» размещалось название фирмы, а на боковинах — собственное наименование трактора (см. фото справа).

Трактор «Sixty» с металлическим тентом. На советских тракторах от такой конструкции отказались.

Перед двигателем на раме монтировался радиатор. В системе охлаждения рубашки цилиндров двигателя с помощью общей трубы соединялись в верхней части с баком радиатора, а в нижней — с насосом, к которому вела труба от нижнего бака радиатора. Радиатор американского трактора состоял из 120 ребристых трубок диаметром 12,7 мм и длиной 930 мм каждая, соединяющих верхний и нижний баки. Спереди в верхней части радиатора красовалось название фирмы — «Caterpillar», а с боков собственное наименование трактора — «Sixty». На С-60 название фирмы закономерно изменилось на ЧТЗ, а имя — на «Сталинец». Водяной насос забирал охлажденную воду из нижнего бака радиатора и подавал через рубашки цилиндров в верхний бак.

Полной рамы трактор не имел. К кожуху коробки передач по бокам крепились две балки (штампованные швеллера), связанные поперечинами. Передняя часть рамы крепилась к двигателю, для чего на нем имелись две лапы, привернутые к балкам рамы. Вместе с кожухом коробки передач рама составляла остов трактора, который опирался на тележки гусениц через полуоси (в задней части) и балансирное устройство (в передней части). Полуоси свободно вращались в подшипниках, укрепленных в тележках гусеничного движителя, а сами тележки могли качаться около полуосей. В передней части рамы трактора крепилось балансирное устройство, которое состояло из собственно балансира (поперечной балки), двух пружин, направляющих болтов и соединительных деталей. Через шкворень балансир крепился к поперечине в передней части остова. Благодаря такой конструкции рама могла немного поворачиваться вокруг шкворня. К раме с обеих сторон крепились уголки, ограничивающие ее колебания. Поперечная балка лежала своими концами на пружинах, зафиксированных в рамах тележек гусениц. Таким образом, тележки гусениц могли независимо друг от друга, качаясь вокруг задних полуосей и поворачиваясь вокруг шкворня, совершать незначительные колебания и приспосабливаться к местности, не вызывая перекоса трактора.

Оглавление