Оглавление

SuSchwPz197.jpg SuSchwPz198.jpg SuSchwPz199.jpg

Секции листового экрана макета корпуса танка ИС-7 при воздействии кумулятивных гранат «Фаустпатрон»: после одного подрыва (слева), после вторичного подрыва (в центре) и разрушение переходной детали подвески секции от одного подрыва (справа)

По башне:
- по результатам обстрела башен, изготовленных по улучшенной технологии, решить вопрос о целесообразности конструктивной проработки по усилению бронестойкости башни. Ижорскому заводу подать на НИИБТ полигон для обстрела башни, отлитые по новой технологии, в ноябре 1948 г;
- усилить лобовую часть башни в районе расположения вооружения, с обеспечением непробития 128-мм бронебойным снарядом, устранив выемки в лобовой части башни под установку пулеметов и перенеся смотровые приборы на крышу башни. Срок внесения изменений в чертежи — 1 марта 1949 г.;
-  усилить прочность крепления бронировки вентилятора (ввести в производство с корпуса №25). Срок внесения изменений в чертежи — 15 ноября 1948 г.;
- усилить прочность крепления крышек люков командира и наводчика. Чертежную разработку представить на утверждение в НТК БТ и MB ВС к 1 января 1949 г.;
- пересмотреть марку стали и режим термообработки картера механизма поворота башни с целью устранения возможности его разрушения при снарядных попаданиях по корпусу башни. Предъявить в НТК БТ и MB ВС к 1 декабря 1948 г. техническую документацию на измененную марку стали, режим термообработки и объем контроля;
- усилить прочность крепления погонов опоры башни за счет усиления сечения болтов с 24 до 30 мм и изменения марки стали болтов (на сталь, переходящую при термообработке на «волокно»). Ввести в производство с корпуса №20; срок внесения изменений в чертежи — 1 декабря 1948 г.;
- проработать вопрос об устранении возможности пробития подбашенного листа при попадании снарядов по нижней кромке башни. Чертежную проработку представить на рассмотрение и утверждение в НТК БТ и MB ВС к 1 июня 1949 г.

Часть предложений потребовала более детального рассмотрения на уровне Министерства транспортного машиностроения, судостроительной промышленности и в НТК БТ и MB ВС.

С некоторыми предложениями, связанными с увеличением массы танка на 200 кг, представители ЛКЗ были не согласны, а проработку усиления лобовой части башни с переносом смотровых приборов на ее крышу предлагали произвести после решения вопроса о сокращении количества пулеметов и получения от оптической промышленности новых смотровых приборов.

С требованием изготавливать толстую броню (от 100 мм и более) из стали, выплавленной кислым дуплекс-процессом с применением ковки слитков, не согласились представители Ижорского завода, поскольку, по их мнению, такое решение не входило в компетенцию данного совещания. Они также потребовали уменьшить срок проработки варианта корпуса с цельными бортами, с заменой литой кормы на катаную с 1 июля до 1 марта 1949 г.

Помимо этого, в ноябре 1948 г. командующим БТ и MB ВС и Министерством транспортного машиностроения СССР с целью улучшения качества танка ИС-7 были утверждены следующие предложения по корпусу и башне, внесенные государственной комиссией, проводившей испытания опытного образца машины в 1948 г.:
- на носовых листах корпуса установить грязеотбойные щитки;
- увеличить жесткость передних и задних грязевых щитков и изменить их конструкцию, чтобы обеспечить защиту механика-водителя от забрасывания грязью и уменьшить количество отбрасываемых гусеницами на корпус пыли и грязи при движении;
- увеличить прочность прокладки под кормовым люком корпуса;
- предохранить от срыва при движении по пересеченной и лесистой местности крышки подмоторных и трансмиссионных люков в днище машины, выступавших за плоскость днища;
-  обеспечить угол склонения артсистемы 3° с выполнением необходимых изменений в корпусе, конструкции кормовой балки и раскосов установки мотора;
-  обеспечить быструю и легкую смену стеклоблоков у механика-водителя и экипажа в башне;
-  обеспечить гарантийный зазор между юбкой башни и жалюзи;
-  обеспечить надежную работу стопора крышки завалочного люка, исключив возможность произвольного закрывания крышки и разрушения резинового буфера;
-  обеспечить возможность запирания завалочного люка извне башни;
-  ввести поручни и упоры для ног снаружи башни для перевозки танкового десанта из 5—6 человек;
-  обеспечить герметичность люков башни от проникновения воды внутрь танка;
-  защитить шлифованную часть пушки, выходящую за подвижную бронировку, от повреждения пулями и осколками;
-  ввести площадку на башне под установку зенитного пулемета;
-  обеспечить установку регулятора газа в башенных пулеметах;
-  обеспечить возможность регулировки прицелов.

Эти предложения подлежали реализации с машины №1 (то есть с бронекомплекта №6, изготовленного Ижорским заводом). Были отработаны и внесены необходимые изменения в чертежи, отправленные на Ижорский завод для немедленного внедрения в производство.

Для исправления имевшегося на ЛКЗ задела корпусов (начиная с машины №6), Ижорский завод должен был отправить на ЛКЗ в готовом виде 12 комплектов кормовых балок, надгусеничных полок, выпускных колпаков. Монтаж этих узлов и деталей ЛКЗ должен был выполнить за счет своих средств.

В связи с необходимостью подготовки производства по измененным узлам и во избежание задержки сдачи корпусов на Ижорском заводе ЛКЗ согласился произвести приемку корпусов, начиная с №17 (в количестве трех), без надгусеничных полок, задней балки и выпускных колпаков, при условии их последующего доукомплектования Ижорским заводом. Однако все эти мероприятия выполнить не успели в связи с прекращением работ по танку ИС-7 в феврале 1949 г.

Необходимо отметить, что в свете рекомендаций совещания по вопросам состояния и дальнейшего развития броневой защиты (25—27 марта 1948 г.) и на основании плана тематических работ на 1948 г., в апреле—мае 1948 г. с целью повышения противокумулятивной стойкости брони тяжелых танков ЦНИИ-48 совместно с НИИБТ полигоном на Кубинке были проведены испытания обстрелом бронебойными снарядами и кумулятивными гранатами экранированных конструкций макетов боровых проекций различных танков, в том числе и ИС-7232. Для последнего были разработаны и испытаны сплошные секционные и решетчатые экраны для защиты бортовой проекции корпуса.


232 Были также испытаны экранированные макеты корпусов танков Т-54 и ИС-4  Прим. авт.

Оглавление