Оглавление

Испытания снарядным обстрелом прошли на полигоне в периоде 16 по 26 июля 1948 г. под руководством специальной межведомственной комиссией, назначенной совместным приказом Министерства транспортного машиностроения, Министерства судостроительной промышленности и командования БТ и MB ВС №212/0042/00107 от 3 июля 1948 г.

Ввиду низкого качества литья башни, установленной на машине №5, и наличия скрытых литейных дефектов, обнаруженных при ее обстреле, по решению межведомственной комиссии и требованию НТК БТ и MB ВС в сентябре—октябре того же года состоялись дополнительные испытания обстрелом еще одной башни, изготовленной Ижорским заводом.

Испытания показали, что новый корпус и башня танка ИС-7 имели значительно более высокую конструктивную прочность и живучесть. После 59 попаданий в корпус и 32 попаданий в башню снарядов калибра 88, 100, 122, 128 и 152 мм со штатными скоростями ни одна из основных броневых деталей не только не была выбита из корпуса, но даже не имела места образования трещин по всему периметру хотя бы одной из этих деталей.

Как отмечалось в выводах межведомственной комиссии, основным фактором повышения прочности и живучести корпуса являлось введение цельных гнутых бортов. Данное техническое решение, впервые примененное в танкостроении, позволило резко повысить поперечную жесткость корпуса и, соответственно, снизить ударную нагрузку от снарядных попаданий, передаваемую на соединения бортовых деталей с днищем, крышей и с лобовыми деталями корпуса.

В качестве несомненных достоинств конструкции танка межведомственная комиссия отметила отсутствие в башне «заманов» с лобовой и бортовой проекции, кромок обратной кривизны верхней части бортов и выполнение крыши заодно с корпусом. Наряду с этим также указывалось на неудовлетворительное качество литья башни и кормы корпуса танка.

В связи с выявленными в процессе обстрела корпуса и башни танка ИС-7 недостатками заместитель министра транспортного машиностроения Ю.Е. Максарев потребовал от ЛКЗ срочно проработать вопрос по усилению следующих узлов корпуса и башни машины:
- повысить противоснарядную стойкость лобовой части башни;
- увеличить размеры перемычек у смотровых приборов командира за счет сокращения количества устанавливаемых приборов или же отменить смотровые блоки;
- повысить противоснарядную стойкость верхнего пояса башни путем увеличения толщины стенок;
- усилить крепление погонов;
- ужесточить технические условия на качество броневого литья;
- изменить способ крепления кронштейнов направляющих колес для обеспечения противоснарядной стойкости этого узла;
- повысить противоснарядную стойкость стыковых соединений верхних носовых деталей с нижним листом и бортами корпуса;
- кронштейны упоров балансиров перевести на штамповку или же при сохранении литых кронштейнов применить более качественный металл с термообработкой;
- повысить прочность крепления блоков нижней подвески;
- повысить прочность и живучесть нижнего литого листа корпуса. Возможно применение катаного листа.

Все предложения по усилению указанных узлов требовалось представить в Министерство транспортного машиностроения не позднее 10 августа 1948 г.

Предложения комиссии по испытаниям корпуса и башни, а также указания Ю.Е Максарева были проработаны в ОГК ЛКЗ и рассмотрены на техническом совещании, состоявшемся 28 октября 1948 г. на филиале Опытного завода №100 с участием представителей ЛКЗ, НТК БТ и MB ВС, Ижорского завода им. Жданова и военных приемок ГБТУ ВС.

В результате рассмотрения представленных ОГК ЛКЗ изменений по броневой защите танка ИС-7 (машины опытной партии) совещание приняло целый ряд решений.

По корпусу:
- усилить верхний торец нижнего лобового листа, подняв его до уровня верхних лобовых деталей (ввести в производство с корпуса №28); срок внесения изменений в чертежи — 20 ноября 1948 г. (увеличение массы машины на 30 кг);
- усилить нижние торцы верхних лобовых деталей с целью устранения возможности их пробития 128-мм бронебойными снарядами (ввести в производство с корпуса №28); срок внесения изменений в чертежи—20 ноября 1948 г. (увеличение массы машины на 100 кг);
- усилить четверть на нижней лобовой детали с 45 до 65 мм (ввести в производство с корпуса №28); срок внесения изменений в чертежи — 20 ноября 1948 г.;
- усилить прочность кронштейнов направляющих колес за счет устранения выемки и усиления наружной передней части в районе носа корпуса (ввести в производство с корпуса №28); срок внесения изменений в чертежи — 20 ноября 1948 г. (увеличение массы машины на 100 кг);
- соединение переднего листа днища с нижней лобовой деталью выполнять в четверть (ввести в производство с корпуса №28); срок внесения изменений в чертежи — 20 ноября 1948 г. (увеличение массы на 20 кг);
- усилить крепление крышки люка механика-водителя со штоком подъемного механизма и рукоятки запорного механизма, чтобы исключить их разрушение при попадании 128-мм и 122-мм бронебойных снарядов по лобовой части корпуса (ввести в производство с корпуса № 10); срок внесения изменений в чертежи — 15 ноября 1948 г.;
- усилить крепление крышек люков, днища МТО, жалюзи, надмоторной крыши (ввести в производство с корпуса №29); срок внесения изменений в чертежи — 20 ноября 1948 г. С корпуса №25 Ижорский завод должен поставлять штампованную крышу;
- для повышения качества катаной брони толщиной от 100 мм и выше, в целях возможного уменьшения толщины основных броневых деталей и уменьшения возможности появления трещин при сварке — изготавливать их из кислой броневой стали с применением ковки слитков перед прокаткой (ввести в производство с корпуса №30). До 1 января 1949 г. провести сравнительные испытания и установить возможность уменьшения толщины основных деталей корпуса. Срок ввода в производство уточненных деталей — по утверждению НТК БТ и MB ВС;
-  потребовать от Ижорского завода и ЦНИИ-48 улучшить качество броневого литья по корпусу и башне, устранив все дефекты, выявленные в процессе испытания. Ужесточить на Ижорском заводе контроль качества броневого литья, а также ввести обязательные систематические полигонные и копровые испытания всех основных литых деталей (башни, кормы, направляющих колес, бронировки и др.). Ввести в производство с корпуса №25. ЦНИИ-48 к 1 декабря 1948 г. представить проект ТУ на изготовление, испытание и приемку броневого литья для танка ИС-7, согласованных с Ижорским заводом и военной приемкой для утверждения в НТК БТ и MB ВС;
- проработать вариант корпуса с цельными бортами, с заменой литой кормы на катаную, с отменой уклона в 10° нижней части борта и выполнения его вертикальным. Чертежи представить на рассмотрение и утверждение в НТК БТ и MB ВС к 1 июля 1949 г.;
- все детали ходовой части танка (ободы опорного катка, кронштейны упоров, диски и ступицы опорного катка, балансиры, направляющие колеса, корпус, венец, муфту и колпаки ведущего колеса) изготавливать из легированной стали и стали, проходящей полную термическую обработку (закалку, высокий отпуск) с проведением периодического контроля на твердость и излом. Ввести в производство кронштейны упоров с корпуса №17, остальные детали — с машины №5. ТУ на изготовление и приемку деталей представить для утверждения в НТК БТ и MB ВС к 1 января 1949 г.

Оглавление