Оглавление

В связи с неудовлетворительными результатами дальнейшие испытания ночного прицела-приставки и ночного прибора механика-водителя были прекращены.

Для снижения загазованности боевого отделения при стрельбе из пушки Д-25Т и спаренного пулемета ДШК во II—III кварталах 1947 г. в СКБ-2 ЧКЗ под руководством Д.Ф. Скворцова вели работы по изготовлению и испытанию опытного образца компрессора низкого давления, который предназначался для продувки канала ствола пушки после выстрела204. Но результаты этой работы также не были воплощены в металле.

За небольшой период серийного производства танка ИС-4 работы в направлении повышение защищенности машины в 1948—1949 гг., в основном, были связаны с незначительным увеличением толщины отдельных броневых деталей башни (крышек входных люков с 20 до 30 мм), крыши МТО (планки жалюзи броневых решеток с 20 до 45 мм), усилением крепления нижнего лобового листа и крепления съемных элементов надмоторной крыши.

Кроме того, весной 1948 г. с целью определения защитных свойств различных конструкций экранов и оценки стойкости их креплений, а также всей конструкции в целом, на НИИБТ полигоне с участием представителей ЦНИИ-48 прошли испытания обстрелом макета бортовых проекций корпуса танка ИС-4 кумулятивными гранатами типа «Фаустпатрон» и бронебойными снарядами. Из-за низкой живучести экранов и их креплений испытания были прекращены раньше установленного срока.

Экранированный макет ИС-4, изготовленный Ижорским заводом по чертежам ЦНИИ-48 из катаной брони средней твердости (в соответствии с действовавшими техническими условиями на танковую броню), представлял собой среднюю часть корпуса машины. Макет состоял из бортовых деталей толщиной 160 мм, деталей надкрылков аналогичной толщины, крыши и днища толщиной 30 мм и двух разрезных поперечных перегородок толщиной в верхней части 50 мм, в нижней — 30 мм. Один борт макета был экранирован сплошным листовым экраном толщиной 5 мм, другой — дырчатым листовым экраном аналогичной толщины. При изготовлении экранов использовали броневую сталь марки 2П, обработанную на низкую твердость.

Экранирование выполнили по двум поясам: верхний пояс служил для защиты надкрылка, а нижний —для защиты вертикального бортового листа и частично наклонной части днища (редана). Расстояние от верхнего пояса экранировки до нижней наружной кромки надкрылка равнялось 600 мм, расстояние от нижнего пояса экранировки до вертикального бортового листа — 735 мм.

Верхний и нижний пояса состояли каждый из двух независимых секций. Каждая секция крепилась четырьмя гайками к стойкам поворотных кронштейнов, вставленных в приваренные к надкрылку башмаки. Установка экранировки привела к увеличению общей ширины макета (танка) на 1200 мм.

Как показали результаты испытаний обстрелом, подрыв кумулятивных гранат на основной броне макета (без экрана) толщиной 160 мм, при конструктивных углах 0 и 30° и курсовом угле 90° приводил к ее пробитию. При подрыве кумулятивных гранат на листовых сплошном и дырчатом экранах при курсовом угле 90° при расстоянии 735 мм от основной брони с конструктивным углом 0° (вертикальный борт макета) на основной броне образовывались лишь вмятины. Таким образом, листовые дырчатый и сплошной экраны, располагавшиеся от основной брони на расстоянии 735 мм, обеспечивали защиту основной брони макета от пробития кумулятивными гранатами «Фаустпатрон».

SuSchwPz077.jpg SuSchwPz078.jpg
Состояние экранировки борта макета корпуса танка ИС-4 после подрыва одной кумулятивной гранаты на нижней секции экрана. НИИБТ полигон, 1948 г.

Состояние системы подвески секций экрана на макете корпуса танка ИС-4 после трех подрывов кумулятивных гранат.

SuSchwPz079.jpg SuSchwPz080.jpg

Экранировка борта макета корпуса танка ИС-4 дырчатым листовым экраном после трех подрывов кумулятивных гранат.

Общий вид макета корпуса танка ИС-4 после испытаний.


204 Одновременно отрабатывалась конструкция и компрессора высокого давления для зарядки воздушных баллонов системы воздухопуска двигателя.

Оглавление