Оглавление

SuT5455608.jpg SuT5455609.jpg

Азимутальный указатель поворота башни танка Т-54Б.

Стопор башни танка Т-54Б.

В остальном вооружение, боекомплект, броневая защита (за исключением изменения конструкции башни при установке ночного прицела ТПН-1), системы ППО и постановки дымовой завесы (дымовые шашки БДШ-5) существенных изменений по сравнению с танком Т-54А не претерпели. Была усилена защита наружной части картеров бортовых редукторов за счет дополнительной бронировки, приваривавшейся к среднему и нижнему кормовым листам корпуса и картерам.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть танка, в основном, остались такими же, как на базовой машине. На Т-54Б устанавливался дизель В-54Б мощностью 382 кВт (520 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1. Запас возимого топлива, составлявший 812 л (внутренние баки — 532 л, наружные баки — 280 л), обеспечивал запас хода танка по шоссе 420-440 км, по грунтовой дороге — 270-290 км.

В электрооборудовании танка в качестве основного источника электроэнергии для обеспечения работы стабилизатора основного оружия СТП-2 использовался генератор Г-5 мощностью 5 кВт с реле регулятором Р-5. В приводе от коленчатого вала двигателя к генератору устанавливалась гидромуфта.

SuT5455610.jpg SuT5455613.jpg

Броневой корпус танка Т-54Б.

Для внешней связи в танке применялась радиостанция Р-113, для внутренней — танковое переговорное устройство Р-120.

С введением приборов ночного видения изменилась укладка ЗИП как внутри, так и снаружи танка. В связи с установкой на левой надгусеничной полке дополнительного ящика под ЗИП и комплектующие ночных приборов и прицела, наружный масляный бак емкостью 40 л перенесли с левой на правую надгусеничную полку.

Часть Т-54Б была приспособлена для работы с минными тралами КМТ-4М и КМТ-5М.

В процессе производства конструкция Т-54Б постоянно совершенствовалась в направлении повышения его боевых и технических характеристик.

Так, он стал первым серийным отечественным танком, который уже в период своего выпуска оснащался комплектом ОПВТ (заводы №183 и №174 начали установку ОПВТ-54 с 1 сентября 1957 г., а завод №75 — с 1 апреля 1958 г.). Это оборудование позволяло машине преодолевать по дну водные преграды шириной до 700 м и глубиной до 5 м88. В его состав входили съемные узлы ОПВТ, которые устанавливались на танк в районе герметизации, и постоянно установленные узлы ОПВТ. К съемным узлам (их масса составляла 95 кг) относились: двухколенная телескопическая воздухопитающая труба или труба-лаз (для учебных занятий, одна на пять комплектов); клапаны выпуска отработавших газов; уплотнения опоры башни; чехлы крыши МТО, дульного среза пушки, отверстий для пулемета и прицела, колпака вентилятора башни, антенного ввода радиостанции и вывода ТПУ; водооткачивающая система (производительность водооткачивающего насоса 100 л/мин), а также нагрудный переключатель с удлиненным шнуром для механика-водителя. К постоянно установленным узлам ОПВТ — заслонки воздухоочистителя; уплотнения амбразуры пушки, наружных ящиков ЗИП и вентиляторной перегородки; гирополукомпас ГПК-48 с преобразователем напряжения ПАГ-1Ф, использовавшийся механиком-водителем для выдерживания заданного направления при вождении танка под водой. Кроме того, в комплект ОПВТ входили четыре изолирующих противогаза ИП-46 или ИП-46М и четыре спасательных жилета СЖТ-58. Воздухопитающая труба, клапаны выпуска отработавших газов и уплотняющие устройства монтировались снаружи танка, а остальное оборудование - внутри.

SuT5455611.jpg SuT5455615.jpg

Днище корпуса танка Т-54Б.

Уплотнительный чехол броневой маски пушки танка Т-54Б.

SuT5455612.jpg SuT5455614.jpg

Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-54Б.

Башня танка Т-54Б.


88 Ограничение времени движения под водой было вызвано опасностью перегрева двигателя, так как при установке ОПВТ герметизировалась крыша МТО. Глубина преодолеваемой водной преграды ограничивалась противодавлением на выпуске отработавших газов.

Оглавление