Оглавление

SuT5455616.jpg SuT5455619.jpg SuT5455620.jpg

Электрооборудование корпуса и башни танка Т-54Б.

Установка водооткачивающего насоса в танке Т-54Б до и после апреля 1958 г.

SuT5455618.jpg SuT5455617.jpg

Укладка ЗИП снаружи корпуса танка Т-54Б.

Укладка ЗИП внутри корпуса и башни танка Т-54Б.

Уплотнение погона башни осуществлялось с помощью резинотканевого рукава, состоявшего из внутренней резиновой камеры, тканевой оплетки и наружного резинового слоя. Рукав укладывался в зазор между башней и подбашенным листом. Герметичность уплотнения погона башни обеспечивалась созданием в рукаве воздушного давления до 196-294 кПа (2-3 кгс/см2). При установленном уплотнении вращать башню было запрещено. Вне боевой обстановки после форсирования водной преграды для вращения башни необходимо было выпустить воздух из рукава, открыв золотник его вентиля (с выходом одного из членов экипажа из машины). В боевых условиях, когда выход членов экипажа из танка после форсирования был невозможен, воздух выпускался из рукава путем его прокола через лючок в башне для доступа к форсункам (на танках выпуска до апреля 1958 г.). При этом для разгерметизации ствола пушки первый выстрел из нее производился бронебойным снарядом.

С апреля 1958 г. ОПВТ-54 сменил более совершенный комплект ОПВТ-54Б. Герметичность зазора между верхним и нижним погонами опоры башни теперь обеспечивалась не съемным резиновым рукавом, а постоянно установленной резиновой уплотнительной лентой, прижимаемой при необходимости тросиком. Вместо громоздкого уплотнения крыши МТО использовалось только уплотнение крыши над радиатором. Кроме того, была изменена система откачки воды, просочившейся в танк при преодолении водной преграды. Устанавливавшийся ранее на днище в левом заднем углу боевого отделения (на месте снятой неподвижной части настила пола) рядом с подогревателем электродвигатель с насосом стал монтироваться в правом заднем углу боевого отделения у баллонов ППО. На некоторых танках, прошедших капитальный ремонт, электродвигатель с насосом мог размещаться как в левом, так и правом заднем углу боевого отделения. Для повышения эффективности откачивающего насоса применили новый герметичный электродвигатель МВП-2, допускавший длительную работу на холостом ходу. Кроме того, изменили установку наконечника с обратным клапаном: до апреля 1958 г. он монтировался в лючке сигнализации крышки люка командирской башенки, после — наконечник крепился тремя болтами к крышке лючка для доступа к натяжному механизму уплотнения погона башни (в правой задней части подбашенного листа).

В топливную систему двигателя машины с декабря того же года ввели фильтр тонкой очистки ТФ-1.

С 1959 г. на танке стал использоваться прибор ТПКУ-2Б, имевший незначительные конструктивные отличия от прибора ТПКУБ.

После прекращения серийного производства танк Т-54Б при проведении капитального ремонта на заводах Министерства обороны (начиная с первой половины 1960-х гг.) неоднократно подвергался модернизации с целью повышения его боевых и технических характеристик. Часть этих мероприятий была связана с конструктивными изменениями, внедренными в 1959-1965 гг. сначала в танке Т-55, а затем и в Т-62.

Так, с апреля 1959 г. отказались от установки кронштейна для крепления инфракрасного прожектора Л-2 непосредственно на маске пушки. Он стал монтироваться на качающемся кронштейне, опоры которого приваривались к башне танка справа от амбразуры пушки. Передача углов от пушки (броневой маски) к кронштейну прожектора осуществлялась с помощью параллелограмма. В нерабочем положении параллелограмм отсоединялся от пушки и крепился на башне танка. В связи с этим в конструкции чехла уплотнения амбразуры пушки упразднили дополнительное уплотнение кронштейна прожектора.

Оглавление